Любовь Величко
15:03 14/08/2013

А. Яцунь: «Ради достойной зарплаты учителя готовы идти на баррикады»

С 1 августа педагогов столицы лишили 20%-й муниципальной надбавки к зарплате. Это означает, что каждый педагогический работник недополучит от 260 до 360 гривен в месяц. А эта скромная, с любой точки зрения, сумма по мнению педагогов является социальной подушкой, которая не дает учителям упасть ниже черты бедности. Без нее у педагогов не будет средств, чтобы купить проездной на общественный транспорт, и доехать домой. Чтобы восстановить социальную справедливость, профсоюз педагогов Киева объявил о намерении 19 августа провести 10-титысячный митинг под стенами Киевсовета с требованием возобновить выплату муниципальной надбавки. Более подробно о методах отстаивания своих прав с помощью профсоюзного движения и накале страстей в педагогической среде ГолосUA рассказал председатель Профсоюза работников образования г. Киева Александр Яцунь.
Александр Михайлович, с какими насущными проблемами в профсоюз обращаются работники образовательной сферы?
В первую очередь, это правовая помощь: юридические консультации, защита в суде. На втором месте — выполнение коллективных договоров в учебных заведениях. Очень часто учителя жалуются на недостаточное учебную нагрузку. Например, когда учитель высшей категории недополучает нагрузку на те дисциплины, которые он преподает. Таких людей мы консультируем и на уровне района решаем проблемный вопрос. Также к нам обращаются люди, когда стоит вопрос об увольнении или приеме на работу, непредоставлении отпуска. В таких случаях администрации учебных заведений идут нам навстречу, потому что мы действуем согласно действующему законодательству.
Какие механизмы вы используете для решения проблем педагогов?
В основном — это аутентичное толкование действующего законодательства нашей юридической службой. Затем мы обращаемся к администрациям той или иной школы или к руководителю районного управления образования и разъясняем, кто в данной ситуации прав, а кто виноват. Обычно этого достаточно для того, чтобы решить конфликт. Должен отметить, что, к сожалению, проблемы у учителей возникают довольно часто — только за прошлый год наши юристы дали ответы на 1200 обращений членов нашего профсоюза.
На ком, по вашему мнению, лежит ответственность за те проблемы педагогов, которые упорно не решаются?
Здесь есть несколько виновников. Так, за невыполнение 57 статьи закона «Об образовании» ответственность лежит именно на депутатах Верховной Рады. А если бы статья выполнялась, должностной оклад учителя был бы приравнен к среднему по промышленности, а должностной оклад преподавателя — к двойному размеру средней по промышленности зарплаты.
То есть, если средняя зарплата по промышленности сейчас составляет 3000 гривен, то должностной оклад учителя тоже составлял бы 3000 гривен. А с учетом всех надбавок за категорию, за звание, за стаж, за проверку тетрадей, за классное руководство набежало бы еще около трех тысяч. И в таком случае средняя зарплата учителя составляла бы 6000 грн.
Сегодня учитель высшей категории, имеющий 25-летний стаж работы, получает 2800-2900 гривен. В этом и главная проблема педагогов: у нас есть свой основной закон, но его главная статья — 57-я — не выполняется. И ни одно правительство, ни один состав Верховной Рады с 1993 года не взял на себя ответственность утвердить бюджет с расходами для наполнения этой статьи. Умные люди Украине не нужны.
А вот когда мы говорим о замороженной тарифной сетке для бюджетников, следует винить Министерство финансов. Ежегодно оно почему-то «забывает» о 57-й статье.
И, наконец, если речь идет о замораживании 20% муниципальной надбавки — виноват Киевсовет, то есть, депутатский корпус. Депутаты даже не попытались найти все возможные варианты договориться с нами, они не прислушиваются к нам. Депутаты не слышат даже друг друга, а страдает от этого киевская община. Но хуже всего то, что мы стучим во все двери, а нам не открывают!
В начале августа вы уже трижды встречались с главой КГГА Александром Поповым. Почему его обещание вместе решить проблему отсутствия 20%-й надбавки не было выполнено? Какие конкретные действия с его стороны в этом направлении были сделаны?
Александр Павлович предложил встретиться с оппозицией. К сожалению, не все пришли на встречу: из трех оппозиционных сил были представители двух. Депутаты сказали, что сначала нужно решить вопрос с выборами в Киевсовет и мэра, а уже только после этого перейти к социальному пакету… Но весь нонсенс заключается в том, что Киевсовет может лишь направить письмо-обращение к Верховной Раде о проведении выборов в Киевсовет, ведь дата выборов может назначить только Верховная Рада…
Социологи говорят, что сейчас в украинском обществе назревает тот период, когда люди перестают молча терпеть произвол власти. Вы и ваши коллеги это чувствуете?
Да, чувствуем. Те проблемы, о которых мы, педагоги, говорим на кухне, совершенно не решаются и даже не обсуждаются властью. Мы идем двумя параллельными путями. Проблемы остаются с людьми. Вертикаль власти, даже зная о проблемах людей, совершенно не прислушивается к ним, а работает, как и работала.
Как вы считаете, учитывая нынешнюю ситуацию в стране, какие способы «выбивания» своих прав является наиболее действенными?
Конечно, это социальный диалог. Например, представители нашего профсоюза в прошлом году встречались с Александром Поповым 12 раз по любым вопросам: и о бюджете, и о зарплатах, и о жилищных проблемах… Благодаря этому был утвержден стандарт столичного образования с учетом наших социальных проектов.
В идеале же нужно, чтобы в Киевсовете появилась образовательная партия. Вспомните: в парламенте 1992 года 30% депутатов были именно выходцами из сферы образования. Это говорит о том, что люди доверяли учителям. Но времена изменились. Избирательные технологии стали чрезвычайно циничными и прагматичными. Сейчас педагогам очень трудно баллотироваться и выиграть выборы в тех же олигархов или «мажоров». Именно из-за того, что представителей образования нет в Киевсовете, учителя страдают от бездействия властей.
По вашему мнению, с какого момента люди забывают о терпеливости и толерантности на фоне общественного недовольства?
Когда приходит бедность и нищета в каждую семью. Люди забывают о толерантности, потому сконцентрированы на том, чтобы бороться за будущее своих детей.
Вы собираетесь идти митинговать 19 августа. Какие похожие успешные попытки ваших коллег вас вдохновляют и дают надежду на достижение своей цели?
Для нас образец для отстаивания своих прав и интересов педагогов — это французский профсоюз педагогов. Когда в прошлом году президент Саркози предложил на 3% сократить расходы на образование, 100 тысяч учителей, преподавателей и студентов в выходной день вышли на митинг протеста. Даже студенты были очень мотивироваными и сознательными. Они понимали, что если сократятся расходы на образование, то многие преподаватели потеряют работу. Как результат — студенты не смогут в полной мере получить нужные им знания, и поэтому станут менее конкурентоспособными на рынке труда.
Насколько решительно настроены учителя? Готовы ли они идти на баррикады, если придется?
Мы настроены очень решительно и приложим все усилия, чтобы побудить политиков договориться «по-хорошему». Но если наш диалог зайдет в тупик, мы с членами профсоюза все вместе будем решать, что делать дальше. Если люди согласятся на активные действия, мы будем обращаться к нашему профильному министерству и озвучивать наши претензии им. В любом случае, агрессивных действий со стороны педагогов не будет. Мы чрезвычайно воспитанные люди. Считаем, что сможем отстоять свои права в действующем правовом поле.
Вы не боитесь столкновений с милицией во время многотысячного митинга? Готовы к этому морально?
Мы не исключаем, что будут провокации. Со своей стороны мы просим митингующих сохранять спокойствие в любой ситуации. Главное, чтобы не было паники. Учителя, которые управляют классами, удерживают детей от различных негативных поступков, морально готовы к любым ситуациям и столкновениям.
Как будут разворачиваться события, если ваши требования столичная власть не выполнит? Вы объявите забастовку, а дальше?
Мы не будем опускать руки и будем продолжать переговорный процесс. Считаем, что это даст свои результаты. Мы будем работать с властью и с оппозицией. Мы просто обязаны выйти на положительный результат.

Читайте также по теме