С развитием широких возможностей Интернета, в частности, чатов, социальных сетей, форумов, многим людям стало намного удобнее общаться в сети, нежели в реальности. Может быть, виртуально человек лучше раскрывается? Или потому, что иногда то, что нельзя сказать вслух, проще написать? Почему нельзя в реальности общаться так же как, и в сети? Вопросов много. О том, что больше сближает людей виртуальное общение или реальное, ГолосUA рассказал украинский практикуючий психолог Андрей Злотников.
— Андрей, каким образом общение сближает людей?
Сближают людей интересы, ценности, задачи. А способ передачи информации (что и представляет собой процесс общения) — уже вторичен. Есть разные уровни общения, но чувство близости между собеседниками возникает от содержательной части.
— Помнится, до эпохи Интернета люди писали письма и отсылали их по почте…
Да. Почта – это уже архаичный вариант общения. Вы получаете письмо в конверте. Вы удивлены, озадачены. Руки открывают конверт. Там исписанные крупным почерком листы бумаги – полные эмоций. В них описаны чувства партнера – нежность, любовь, восторг, надежда на встречу. Есть близость? Конечно, есть. Душевное тепло? Да, становится жарко. Сближает такое письмо сердца? Сомнений нет, еще как сближает. Значит, дистанционная близость и в сети возможна.
— Общение в сети удобно для стеснительных людей…
Несомненно. Виртуальное пространство создает больше безопасности – за счет своей территории, отсутствия посторонних, домашнего уюта. Для робких, стеснительных людей, это может быть отличным решением для переживания опыта близости с другим человеком. Виртуальное пространство позволяет нам использовать псевдоним и быть той частью своей личности, которая подавлена или не может найти реализации в реальной жизни.
— То есть возникает онлайн-близость?
Виртуальное общение — это клише. Если детализировать, то это Skype, чат, пост, форум, статья. Skype используется для проведения совещаний, конференций и даже консультаций для психологов. Значит, онлайн-близость возможна, но многое, что составляет полноценный контакт с другим человеком, так и останется за кадром.
— Приведите пример, пожалуйста…
Давайте рассмотрим ситуацию общения в реальном пространстве. Августовский теплый день. Солнце клонится к закату. Я в кафе с любимой. Мы не виделись несколько лет. Красивый интерьер окружает нас. Изящный столик, мягкий диван. Наш разговор сопровождает кофе с молоком в белоснежном фарфоровом сервизе. Время повернулось вспять: мы как будто не расставались. Не спеша доверяются друг другу тайны, тревоги, заботы. Руки соприкасаются, слова ценны, взгляды теплы и нежны. Флирт изредка вплетается в разговор, но секс уже был и сейчас время совместного бытия. Мы пьем коктейль из легкой грусти, радости, любви, безвременья и счастья.
— Конечно, описанная Вами ситуация разительно отличается от онлайн-общения…
Давайте добавим характеристики общения – место, время, запахи, ощущения тела (удобство/неудобство в пространстве), невербальный компонент – мимика, жесты, интонации, тембр, чувство безопасности/опасности, эмоциональные переживания, нарратив (текст). Посмотрите на приведенный мной пример. Обстановка располагает, взаимный интерес присутствует, эмоциональный фон – доброжелательный и побуждающий.
Если Вы хотите близкого общения с другим человеком от вас потребуется умение и готовность – слушать и слышать, проявлять заботу о собеседнике, эмпатию (вчувствование в другого), рассказывать о своих переживаниях, быть тактичным и вежливым, задавать уточняющие вопросы, создавать атмосферу доверия. Тогда пространство, в котором Вы захотите сблизиться с другим человеком, будет не важно.