Не секрет, что в каждом офисе, на любой работе встречаются такие коллеги, с которыми работать очень сложно и неприятно. Попадаются такие личности, которые норовят постоянно язвить, отчитывать ни за что ни про что, проявлять агрессию, сплетничать, ябедничать начальству… Безусловно, такая ситуация начинает напрягать. Как справиться с неприятными коллегами, ГолосUA расспросил известного украинского психолога Андрея Злотникова.
— Андрей, как распознать в своем коллективе коллег, от которых можно ожидать те или иные угрозы психологического характера и насколько такие люди адекватны?
— Сколько нездоровых в психическом отношении людей находятся среди нас? Три-пять человек — на сотню. Часто люди с психопатией занимают руководящие должности и являются владельцами бизнесов. Это они в 1990-ые смогли «отжать» все, что «плохо лежит».
Говоря сухим научным языком, психопатия – это аномалия характера, проявляющаяся такими чертами, как бессердечие к окружающим, сниженная способность к сопереживанию, неспособность к искреннему раскаянию в причинении вреда другим людям, лживость, эгоцентричность и поверхностность эмоциональных реакций.
Если судьба вас свела с больным человеком, сердиться и расстраиваться по этому поводу бесполезно. Это как проявления погоды – дождь, ветер, снег. Они могут не нравиться, но принимаются нами как должное.
Психопаты — отличные манипуляторы. Хрестоматийный пример – миледи из "Трех мушкетеров". Посмотрите, как умело она вертела всем своим окружением. Вышестоящими и нижестоящими. Чтобы победить ее, понадобилось участие четырех мужчин.
Оцените свои силы. Готовы ли вы к борьбе с болезненными проявлениями другого человека? Прислушайтесь к интуиции. Если нет – уходите. Дешевле будет.
— Как можно противостоять манипуляциям со стороны сотрудника?
— Есть несколько способов. Первый: берите инициативу в свои руки. Устанавливайте границы. Вы имеете полное право сказать другому человеку о том, что вас не устраивает. Нужно проговаривать факты, которые наблюдаете.
Например: «Вы говорите очень громко, в повышенном тоне. Вы сердиты? Давайте поговорим в спокойном тоне».
Второй способ: выход из ситуации. Говорите: «Я сейчас занят».
Третий: проговаривание чувств. Скажите: «Мне неприятно то, что ты говоришь. Я не хочу общения с тобой в подобной манере». Проясняйте все нечеткости и «узкие» места. Вам должно стать понятно, что имеет в виду собеседник.
Четвертый способ: введение регламента. Говорите: «У меня есть две минуты, после чего мне нужно уйти».
К слову, существует формула прекращения манипуляции социального психолога Филиппа Зимбардо, которую стоит проговорить вначале самому себе для осознания, а потом сказать другому: «Я могу продолжать жить без твоей любви, дружбы, расположения, плохого обращения, даже если такое действие может ранить — пока ты не прекратишь делать «X» и не начнешь делать «Y».
— Андрей, поясните на примерах, каковы причины неприятия, возникающие между коллегами…
— Мне как-то довелось участвовать в баталиях по обе стороны баррикад. Могу с легкостью припомнить десяток случаев, когда я проявлял по отношению к коллегам нетерпимость, агрессию, ныл. Поэтому сначала порекомендую, как справляться с самим собой.
Нужно побороть заблуждение под названием «идеализация». Допустим, на этапе адаптации к новому месту работы присутствует много тревоги и романтической влюбленности. Сродни человеческой влюбленности, когда недостатков мы не замечаем, а превозносим свою возлюбленную на пьедестал. И вдруг коллеги начинают к вам агрессивно относиться. Вы думаете, что связано это с вами, а причины могут быть другие. Например: ваша зарплата выше, чем у коллег, потому что вы лучше продали себя и в компании зарплаты назначаются хаотично. Последний пришел — больше получил. Вы заняли место любимчика коллектива и вольно-невольно все, что вы делаете, попадает под микроскоп. Начальник склонен создавать особые условия для новичков – чрезмерно и незаслуженно хвалить в коллективе.
Есть такой миф – что все друг к другу должны хорошо относиться. Это кажется само собой разумеющимся. Но в этом мифе два узких места — «должны» и «хорошо». С какой стати к вам должны хорошо относиться? Вы не кум, сват, брат? И что значит «хорошо»? Не ругать, не требовать?!
Нужно достаточно четко уяснить, что, попадая в новый коллектив, мы включаемся в конкурентную борьбу. За ресурсы – деньги, внимание, туалетную бумагу, кислород. И если вы не забираете деньги у коллеги, то точно часть кислорода поглощаете. А это уже на бессознательном уровне может провоцировать агрессивное поведение. А битва за включенный и выключенный кондиционер — вот вам враг на ровном месте. Вам жарко, а ему холодно. И нужно договариваться.
— Какие типы неприятных коллег встречаются?
— Начнем с себя. Я далек от мысли, что все мы ангелы. Они на небе, а люди на земле. Поэтому историю о том, что меня все обижают, я бедный и несчастный, мне можно не рассказывать. Это одна сторона медали. Другая сторона — в том, что я преисполнен уверенности, что вы что-то сделали, чтобы ближний подошел и решил пнуть вас в коленную чашечку, а потом делал это постоянно с нарастающим удовольствием. Вы ведь не овца, а агрессор — не волк. Каждый из нас человек, обученный защищать свои личные границы и пространство.
Например, заходит кто-то к вам, берет личный блокнот и начинает листать. У вас отпала челюсть, взгляд выражает изумление, но сил высказать свои чувства не хватает. То ли мама в детстве говорила, что ссориться плохо и все должно быть общее, то ли он большой и сильный, а вы маленькая и слабая. В этой, на первый взгляд, невинной сцене много насилия. Агрессор нашел жертву и запустил первый пробный шар. Дальше ситуация может раскручиваться по спирали с большей амплитудой.
— В чем подоплека такого поведения «агрессора», «нытика» или «обманщика»?
— Нытик, вопреки расхожему в обыденном сознании мнению, — совсем не жертва. Это еще тот манипулятор и агрессор. Под видом обиженной добродетели и с праведным гневом на устах сядет такой напротив вас и начнет рассказывать о том, как мир несправедлив к нему, к вам, какие вокруг козлы и дуры. А вы — человек особый, понимающий. Я встречал людей, которые с помощью такой манипуляции с легкостью выживали людей из коллектива.
Я говорю это к тому, что важно не допускать внутри себя такую возможность, чтобы агрессивное поведение, обман и тому подобные неприятности спровоцировали и вы в том числе. Особенно, если эта ситуация носит не разовый, а постоянный характер.
Надо помнить, что «агрессор», в первую очередь, трус. Он боится, что его обидят, поэтому нападает первый. Внутри — это хрупкий и несчастный человек. Просто держите это в уме, так сказать, на заднем плане. Его основной мотив -безопасность. Ему, бедняжке, очень и очень страшно.