По мере приближения саммита Евросоюза в Вильнюсе, на котором официальный Киев планирует подписать с Объединенной Европой Соглашение об ассоциации, в самой Украине накаляются общественно-политические страсти. Партия власти и так называемая «оппозиция», старающиеся в экстренном порядке «протащить» в парламенте пакет проевропейских законопроектов, и с трибуны Верховной Рады, и в подконтрольных им СМИ вовсю расписывают «прелести евроинтеграции» для нашей страны. И чем настойчивее они это делают, тем больше вопросов относительно перспектив дальнейшей жизни государства возникает у рядовых украинцев. Чего действительно всем нам ожидать от интеграции с ЕС в ближайшем будущем, «ГолосUA» поинтересовался у руководителя Центра «Третий сектор» Андрея Золотарева.
— Андрей Владимирович, давайте смоделируем ситуацию: заканчивается Вильнюсский саммит, наступает 30 ноября. Какие моментальные перемены ждут Украину?
— Некоторые политики пытаются представить такую картину: вот подпишем Соглашение об ассоциации (СА) – и получим молочные реки, кисельные берега, и украинцев будут пускать без виз в страны Шенгенской зоны, и можно будет устроиться на работу в любой стране Евросоюза. Это – либо ложь и обман, либо недомыслие. Первое, что получат украинцы – это новые тарифы на газ и электричество. Евросоюз очень жестко увязал условие предоставления финансовой помощи Украине с выполнением требований МВФ. А МВФ требует поднять те же тарифы, довести их до экономически обоснованного уровня, поэтому первым вестником подписания Соглашения станут новые счета на коммунальные услуги. Но это еще «цветочки». СА станет мощным катализатором окончательной деиндустриализации Украины. С одной стороны, ряд экспертов говорит: «Да бросьте вы цепляться за останки сталинских гигантов!», а с другой — является нонсенсом, когда 46-миллионная страна в промышленности ничего не производит, а в аграрном секторе производит недостаточно. Такая страна обречена быть сырьевым придатком и скатываться в «третий мир». В этом случае Украину ждет экономическая фрагментация: мы получим тяготеющую к Евросоюзу Западную Украину, перешедший на натуральное хозяйство центр и попавший в полнейшую депрессию Юго-Восток.
— Не кажется ли вам, что пресловутое Соглашение является однобоким и выгодным исключительно Евросоюзу?
— Кажется. Выражаясь образно, наша политическая элита, являющаяся продуктом большого базара, покупает себе прописку в ЕС в обмен на полную и беспошлинную распродажу и утилизацию остатков экономического потенциала своей Родины. То есть, это чисто компрадорская сделка, которая не имеет ничего общего с реальными интересами абсолютного большинства граждан Украины. У меня складывается впечатление, что наши чиновники вообще не читали Соглашения об ассоциации. По сути, в нем речь идет о настоящей «культурной революции», то есть подгонке Украины под так называемые «евростандарты». Одно дело, если говорится о запрете на купирование хвостов и ушей у собак, и совсем иная ситуация, когда ломке подвергается целая система социальных институтов. Хочу заверить, что европейское руководство, несмотря на свою внешнюю мягкость, умеет использовать не только пряник, но и кнут.
— Как вы оцениваете позицию некоторых «оптимистов», заявляющих, что, несмотря на подписание документа в Вильнюсе, Киеву удастся сохранить нормальные отношения с Таможенным союзом России, Беларуси и Казахстана?
— Такие люди выдают желаемое за действительное. Я помню одного такого «оптимиста», и звали его Борис Николаевич Ельцин, который в начале 90-х обещал лечь на рельсы, если повысятся цены и народ станет жить беднее. Что произошло – мы хорошо помним под собирательным названием «лихие девяностые». Боюсь, что и мы впоследствии днем с огнем не сыщем нынешних «еврооптимистов»: они уедут куда-нибудь на Лазурный берег, либо получат грант на изучение общественных наук в одном из европейских университетов. А остальное население может оказаться в буквальном смысле этого словосочетания у разбитого корыта.
— А сулит ли Украине СА что-либо хорошее в долгосрочной перспективе?
— В долгосрочной перспективе такое Соглашение – это билет на вхождение в «золотой миллиард», своеобразный элитный клуб цивилизованных стран. Но, покупая этот билет, мы не получаем гарантий, что Евросоюз через двадцать лет не развалится и мы не увидим на дверях этого клуба вывеску «закрыто» или «распродажа». Кроме того, европейские политики открыто говорят, что в ближайшее время Украина не станет полноправным членом ЕС. Получается, украинцы могут оказаться в роли мальчика, стоящего у такого шикарного клуба и паркующего чужие автомобили. В приличное заведение, полное роскошных дам и респектабельных джентльменов, полубродягу не пускают. Украина вполне может оказаться в положении санпропускника или предбанника. И, наконец, никто не может обещать, что в результате всех пертурбаций и потрясений будет сохранена целостность нашей страны. Ведь угрозу ей представляют главным образом недомыслие и ограниченность политической элиты и тяжелейшая экономическая ситуация, то есть сочетание субъективных и объективных факторов. Говоря проще, в реалиях мы получаем абстрактные выгоды в будущем и реальные убытки сегодня. Над этим стоит задуматься.