На совете коалиции фракция "Блок Петра Порошенко" официально выдвинула спикера Владимира Гройсмана на должность главы правительства. Ранее сообщалось, что кроме Владимира Гройсмана среди кандидатов на пост премьера назывались также глава Одесской ОГА Михеил Саакашвили, мэр Львова Андрей Садовой и министр финансов Наталия Яресько. О том, когда в Украине может появиться новый премьер-министр, а также — закончится ли политический кризис с окончанием премьериады, корреспондент ГолосUAузнавала у руководителя Центра «Третий сектор» Андрея Золотарева.
— Андрей Владимирович, в течение минувшей недели неоднократно появлялась информация о съезде БПП, последнее сообщение — что он будет проведен в закрытом режиме. Что происходит внутри Блока Петра Порошенко?
— Ни БПП, ни «Народный фронт» не являются партиями в классическом понимании. Это — технологические проекты, конъюнктурные объединения, созданные под Президента и премьера. Мы же видим только «вершину айсберга». Какие-то противоречия время от времени «выскакивают» в БПП, а также между этими двумя партиями, между премьером и Президентом. Но и внутри них возникают противоречия. В «Народном фронте» минимум четыре «крыла», отношения между которыми — далеко не радужные. И очень сложные отношения внутри самого БПП, много депутатов, которые, по тем или иным причинам могут покинуть фракцию, если убрать «центробежные силы», удерживающие их. Ведь как произошло с кандидатурой Гройсмана, о чем признался Мустафа Найем? Никого даже не поставили в известность ( о выдвижении Владимира Гройсмана на пост премьер-министра — ред.), никто ни с кем не советовался. Людей просто поставили перед фактом. Понятно, что это не будет способствовать взаимопониманию и сплоченности фракции. Поэтому — на каждом уровне, в каждом слое там возникают свои конфликты, противоречия.
— Удастся ли правящим политсилам в ближайшее время преодолеть политический кризис?
— О кризисе говорят, когда стороны все-таки находят какую-то общую платформу, программу. Здесь происходит противоположное. Политически стороны движутся по расходящимся направлениям. Но БПП и «Народный фронт» все-таки еще могут достигнуть понимания, «сколотить» какую-то коалицию. А вот все остальные… Мы видели недавний демарш Ляшко, который, очевидно, не услышал то, что хотел — речь идет о посте спикера парламента. И принес подписи депутатов о выходе из коалиции. Теперь юридический факт распада коалиции есть, пошел отсчет дней. Не обнадеживают и проблемные отношения с партией «Самопомич», с «Батькивщиной».
— Есть ли выход из этого «клинча»?
— Что остается Президенту? Ему необходимо, особенно перед визитом в Вашингтон, продемонстрировать подобие внутриполитической стабильности, показать, что конфигурация власти сохранена. США, по-моему, «фиолетово», кто будет премьером — Яресько, Гройсман. Хотя в отношении последнего существовали и существуют определенные предубеждения. Ведь, по мнению ряда американских политиков и экспертов, должен быть баланс между Президентом и премьером.
— Баланс нарушится, если Гройсман станет премьером?
— Да, возникнет «перекос» в сторону Президента, а это приведет к конфликтам и неопределенности. Поэтому американцы не очень склоняются к такому варианту развития событий. Они хотят видеть ситуацию контролируемой. Гройсман — наиболее комфортная для Президента кандидатура. Хотя их отношения уже не столь радужные, как были год назад. Рабочие отношения ведь предполагают конфликты, которые время от времени «напрягают».
— А как будут развиваться события в Украине, если премьером все же станет Наталия Яресько?
— Для США это понятная фигура. Но если говорить о Яресько, ее ошибка состоит в том, что она еще на старте обозначила свои амбиции: никакого политического влияния и давления на премьера, ни со стороны Президента, ни со стороны депутатов. В таких условиях гарантировать ее поддержку мог, разве что, человек с очень буйной фантазией. К тому же, кандидатура Яресько несет еще больший риск антисоциальной политики. В этом смысле, думаю, она «переплюнула» бы и Яценюка. Поэтому ее кандидатура куда менее проходная, чем того же Гройсмана. Он ведь знает все капризы, «хотелки», амбиции депутатов Верховной Рады.
— Когда правительственный кризис может разрешится?
— До 29 апреля, «дедлайна», который обозначил Президент. Важно, чтобы День смеха не превратился в «день слез» для украинского политикума. Ведь скоро зарубежным партнерам уже будет очень сложно объяснить, что никакого кризиса у нас нет, это все частности, противоречия и недоразумения. Всем станет понятно, что кризис глубокий, затяжной, и выйти из него можно только путем проведения досрочных выборов. Это — цивилизованный вариант, но у нас почему-то ими пугают. Какими бы выборы не были дорогими, это лучше, чем состояние нестабильности и недееспособности. И которое, в конечном итоге, приведет к той же необходимости досрочных выборов. Вступил в силу основной закон украинской политики: оскудение корыта неумолимо ведет к ужесточению политической борьбы. И в этой логике мы пока движемся.