Несмотря на то, что отпускной сезон украинцев в самом разгаре, лето движется к своему финалу, и на носу новый политический сезон. Многие эксперты неоднократно заявляли о возможных досрочных выборах грядущей весной, однако, судя по нынешнему затишью, подобные прогнозы были преждевременными. ГолосUAузнал у руководителя Центра «Третий сектор» Андрея Золотарева, стоит ли ожидать перевыборы, какие причины к этому подтолкнули, и какие партии и проекты появятся на политическом горизонте в их преддверии.
— Андрей Владимирович, какие причины, по-вашему, будут способствовать досрочному окончанию каденции нынешнего состава парламента?
— Ну, первое. Политический кризис, который мы наблюдали в первом полугодии, — он никуда не исчез. Решен парламентский кризис, а политический – как был, так и остался. Достаточно взглянуть на объективные результаты социологии, чтобы понять, что эта Верховная Рада не отвечает общественным настроениям, она стремительно теряет свою легитимность. И все заявления о том, что выборы – это крах, это конец государства, — всего лишь, чаяния тех, кто вцепился в эту табуретку и не хочет с ней расставаться. Достаточно посмотреть на рейтинг Народного фронта, второй по численности фракции – 1%. Где эта партия? Кого она представляет? Они даже не пошли ни на местные, ни на промежуточные выборы. А это означает, что мы являемся свидетелями грандиозной политической аферы.
— Что же тогда препятствует проведению досрочных выборов в Верховную Раду?
— Страх власти получить худший результат. До довыборов по 7 округам, я думаю, на Банковой (в Администрации Президента Украины на ул. Банковой – ред.) бытовала такая позиция. Но посмотрев печальные для власти итоги выборов (прочитали – прослезились), должны были прийти к противоположным выводам: нужно форсировать этот вопрос, потому что дальше будет еще хуже. Другим фактором выступало также негативное отношение (к досрочным выборам – ред.) внешних партнеров – прежде всего, США, где также боялись дестабилизации, столкновений с неожиданностью, того, что будет изменен внешний баланс и придется начинать все с чистого листа, а так, по крайней мере, к этим хоть притерлись. Но будет три месяца смены Администрации (президента США – ред.) – от президентских выборов и до инаугурации нового президента, и вот как раз в этот период политический кризис в Украине может обостриться, а влияние этого фактора может быть минимизировано.
— А хотят ли перевыборов сами граждане, ведь последние выборы зафиксировали крайне низкую явку избирателей?
— В обществе запрос на досрочные выборы как инструмент решения ситуации не дозрел. По разным социологическим опросам, от 14 до 52% украинцев выступают за досрочные выборы. Этого пока маловато. Давления улицы, которое заставило бы депутатов оторваться от этих пресловутых табуреток, пока еще нет. Ну, а кроме того, отцы-содержатели украинской политики пока не инвестируют в политические проекты, поскольку не стала очевидной перспектива. Соответственно, пока еще не сложились все факторы, которые подтолкнули бы к роспуску Верховной Рады и досрочным выборам.
— В таком случае, какова вероятность досрочных выборов нынешней осенью?
— Все эти факторы вкупе делают маловероятным проведение выборов осенью 16-го года. Более вероятно проведение выборов весной или осенью 17-го года, то есть, когда сложатся все обстоятельства. Но с осени начнется активное партийное строительство.
— Что подтолкнет Верховную Раду к роспуску?
— Драйвером, который подстегнет политический кризис, могут выступить масштабные политические протесты, та же тарифная война. Это будет хит информационного поля – вопрос тарифов, их несправедливости и как с ними жить. Но основным трендом будет нарастающее социально-экономическое напряжение в стране, а градус этого напряжения, как показывает социология, предельно высокий. На фоне падающей легитимности власти, уровня доверия к ней, возможны любые повороты – опять пошло нагнетание военной угрозы.
— Какие политические партии имеют шанс попасть в новый парламент в результате перевыборов?
— «Батькивщина» уже год живет в режиме перманентной избирательной кампании. Взяв на вооружение тарифную тему, Юлия Тимошенко сумела значительно укрепить свои персональные позиции и позицию своей политической силы. Я думаю, что «Батькивщина» сумеет усилить свои политические позиции. Другой политической силой, которая имеет растущий тренд, является Оппозиционный блок, однако отсутствие такого социально-экономического радикализма не позволяет ему в полной мере выбороть свою нишу.
Возможно появление таких проектов, как «Видродження, «Життя», появление таких сил, как партия мэров «Наш край», которая также достаточно активно работает на местах с темами тарифов, реформирования ЖКХ.
Сохраняет свои позиции партия Ляшко (Радикальная партия Олега Ляшко – ред.) и «Самопомич». Хотя для последней кризисная ситуация вокруг свалки в Грибовичах создает предпосылки для погребения мэра Садового как общенационального политика под горами мусора.
— А какие новые проекты могут появиться в 9-м созыве Верховной Рады?
— Прежде всего, те, кто сумеет занять свободные ниши – антикоррупционной борьбы. Эта тема станет номером два избирательной кампании после тарифной. Как раз политическая сила Михеила Саакашвили, как она будет названа – «Хвиля» или все-таки «Движение за очищение» — не суть важно, но если Саакашвили выберет политическую карьеру в Украине, а не в Грузии, если он подтянет политических инвесторов и организаторов, то у него есть все шансы преодолеть 5%-ный барьер.
Другими политическими партиями, которые могут прийти в Раду, является «Укроп» и «Свобода», ряд социологов дает позитивный прогноз для «Гражданской позиции Анатолия Гриценко». Очевидно, что своя политическая сила может появиться у дуэта (глава МВД Арсений) Аваков-(руководитель СНБО Александр)Турчинов, очевидно, что о новом политическом проекте задумается (экс-премьер-министр) Арсений Яценюк, который, спустя некоторое время снова попытается вернуться в украинскую политику в амплуа молодого и перспективного политика.
— Сколько всего партий может войти в новый состав парламента в результате перевыборов?
— Все будет зависеть от правил игры, которые и определят, какая будет эта Верховная Рада. По довыборам мы видим полную дискредитацию «мажоритарки», и все сильнее звучат голоса против нее. Если будет снижен барьер, то может пройти от десяти и более партий. Если проходной барьер останется тот же, то будет примерно тот расклад, который мы сегодня видим.