В то время, как нардепы продолжают реализовывать в парламенте свои политические амбиции, выясняя отношения между собой, Верховная Рада простаивает, и в воздухе зависли очень важные законопроекты, в частности, об отмене пенсионной реформы и медицинской реформы. Несмотря на то, что и партия власти, и блок оппозиционных партий шли на выборы с программами, в которых четко были прописаны социальные инициативы, за все время работы нового парламента, ни одна из них так и не была проголосована. Чтобы найти объяснение бездействию депутатов, нивелирующих приписку «народный» к своей должности, ГолосUA обратилcя к директору Центра «Третий сектор» Андрею Золотареву.
— Из-за блокирования Верховной Рады оппозиционерами в воздухе зависли многие социальные законопроекты, принятие которых могло бы улучшить жизнь простых украинцев…
Что мы видим — оппозиция и власть смогли сыграть договорняк о принятии документа по евроинтеграции. Это был единственный день, когда они собрались и проголосовали. О чем это говорит? О том, что это было выгодно им обоим, и это наводит на мысль, что у этих партий общие отцы-содержатели. Но когда возникает вопрос о социальных проектах — по целому ряду принципиальных социально-экономических вопросов — и оппозицию, и партию власти хоть в коммунисты записывай. То есть, все говорят о том, что нужно отменить медицинскую реформу, отменить антинародную пенсионную реформу и. т. д., уменьшить тарифы ЖКХ. Люди бы нормально отнеслись, если бы тот же Арсений Яценюк блокировал трибуну за отмену медицинской реформы. Тогда было бы понятно, что депутат воюет за интересы народа. А так мы наблюдаем ситуацию, которая демонстрирует, насколько оппозиция далека от народа. Когда А. Яценюк призывает народ к восстанию, и в сопровождении госохраны уезжает делать это восстание. Земли — крестьянам, фабрики — рабочим, а «Мерседес» — к подъезду. Все это вызывает вопрос относительно искренности намерений оппозиции. Ничто не мешало им поднять те 15 анонсированных ими социальных законопроектов и поставить на голосование в Раде — тогда люди видели бы смысл в работе законодательного органа. А так, люди видят в сухом остатке, что власть — это свиньи и оппозиция — это свиньи, только одних отогнали от корыта, вот они и верещат. И такие действия подкрепляют в людях убеждение, что власть ничем принципиальным от оппозиции не отличается, что это борьба двух группировок за возможность эксплуатировать ресурсы страны и зарабатывать на своих согражданах, а до жизненно важных интересов простых людей им дела нет.
— Если отойти немного от политических реалиях и поговорить о не принимаемых социальных законах, ведь они на самом деле важные, тот же закон об отмене пенсионной реформы, пока он не работает, страдают украинцы…
Дело в том, что если повышать у нас пенсионный возраст, тогда как мы живем на 20 лет меньше европейцев в среднем, и по сути возраст доживания является 2-3 года. Люди платят взносы в пенсионный фонд всю жизнь, и в итоге эти деньги пропадают. Более того, на сегодняшний день дефицит ПФУ достиг 70 млрд грн, то есть каждая третья гривна в стране — дотационная. Важный вопрос: предложить отменить эту реформу как антисоциальную, а взамен предложить такую реформу, в которой бы люди увидели момент социальной справедливости. Если человек всю жизнь работал, отчислял взносы в ПФУ — нужно сделать так, чтобы его правопреемники могли рассчитывать на определенную часть этих денег и. т. д. Если люди почувствуют социальную составляющую в действии закона, то есть не интересы чиновника, не интерес бизнесмена… А у нас законодательство, как швейцарский сыр, дырами проедено вот этими вот лоббистским интересами всевозможными. И люди чувствуют, что все это происходит им во вред и за их счет. Если бы власть демонстрировала, что то, что делается, делается для людей, то по крайней мере возник бы кредит доверия, без которого все разговоры о каких-то реформах, модернизациях — это не более, чем пустой звук и блеф.
— Грубо говоря, пока Рада простаивает, люди беднеют…
Да, от этого люди экономически ничего не выигрывают, поскольку, если оппозиция шла в парламент с какими-то намерениями, она должна попытаться сделать все, чтобы выполнить обещанное, а если не удается, то идти за поддержкой к народу, чтобы заставить большинство в Раде прислушаться к большинству народа.
— Но судя по всему оппозиция пока апеллирует только к Евросуду, к евроинституциям…
Дело в том, что, как одна часть населения Украины маргинальна к северному соседу, другая — к западному. И вот этот момент поиска точки опоры может закончиться тем, что судьбу Украины будут решать за ее пределами.
— Почему оппозиция не может перейти к более радикальным мерам и, например, сдать депутатские мандаты?
К сожалению, среди оппозиционеров слишком много бизнесменов и, скажем так, людей далеких от идей и принципов. Потому что настоящий политик готов чем-то жертвовать, готов рисковать, оказаться в тюрьме, оказаться без копейки за душой, но он воюет за идею. Тот же Махатма Ганди, отцы-основатели Израиля, которые бросили все и уехали в Палестину, которая на тот момент была выжженной пустыней, и смогли основать полноценное государство во враждебном окружении. Это были люди идеи. К сожалению, наши народные депутаты — это те люди, которым стоило бы для начала поработать в районном совете. В сухом остатке получается: власть сама по себе, люди сами по себе — и это самая большая проблема политики, то есть люди не считают власть своей. А когда не существует стержня, на котором держится государство, оно, соответственно, становится крайне неустойчивым. Плюс личные проблемы нашего Президента, который представляет себя единоличным правителем, и всячески продвигает «семью». В связи с этим Виктор Янукович не хочет идти ни в Евросоюз, ни в Таможенный союз и стремиться реализовать идеологему: «розумне теля двох маток сосе» — не получится.