Сегодня, в ходе заседания Согласительного совета парламента, председателем комитета Верховной Рады по вопросам государственного строительства, региональной политики и местного самоуправления было заявлено о необходимости провести досрочные выборы в более чем 200 населенных пунктах. И уже сегодня постановления о проведении народного волеизъявления на местах должны быть зарегистрированы в комитетах. О целесообразности подобных инициатив в условиях войны и социально-экономического кризиса, политической подоплеке и возможных результатах выборов корреспондент ГолосUA пообщалась с руководителем Центра «Третий сектор» Андреем Золотаревым.
— Андрей Владимирович, насколько целесообразно проводить досрочные выборы в 200 населенных пунктах?
— В стране, которая фактически находится на грани дефолта, изыскивать деньги еще и на проведение выборов достаточно проблематично. В госбюджете эти средства не найдутся, тем более, они не найдутся в местных бюджетах. Здесь возникает первый вопрос: за чей счет они будут проводиться.
Прошедшие выборы в Верховную Раду прошли за счет кандидатов. Ситуация с местными выборами будет схожей: поэтому объявлять их можно сколько угодно, но если нет денег, технически их будет провести крайне сложно.
Второй момент – целесообразность проведения выборов в нынешней непростой ситуации. Подбрасывать политические дровишки в кипящий котел социальной ситуации со всеми экономическими и политическими проблемами страны – не самый лучший выбор.
Кроме того, 2015-й — год местных выборов, которые согласно Конституции должны пройти осенью. Поэтому можно подождать полгода, так как принципиально волеизъявление в заявленных 200 населенных пунктах картины не изменят, при этом порядка и организованности будет больше.
Судя по всему, за подобными заявлениями о досрочном проведении местных выборов стоит определенный политический подтекст: напомнить о себе, заявить, но какого-то рационального зерна эта идея не несет.
— Учитывая то, что позиции «Народного фронта» и БПП несколько пошатнулись, представителями каких политических сил может быть наполнена местная власть в результате выборов?
— Местные выборы могут показать, что в ситуации, когда оппозиция фактически нейтрализована властью, начнется «видовая борьба» партий, входящих в коалицию. Я прогнозирую, что конкуренция приобретет куда более жесткий и откровенный характер. К слову, на местных выборах возрастают шансы на политический реванш у той же «Батькивщины», коммунистов, Оппозиционного блока, особенно если взять восточные области страны: Харьковскую, Днепропетровскую, Донецкую, Николаевскую. Несколько иная ситуация по Западу: там по сути избиратель будет перетекать от одних националистических политических партий к другим. Но в этой ситуации позиции «Блока Петра Порошенко» и «Народного фронта» могут быть подорваны проводимой ими крайне непопулярной экономической политикой.
— Ранее представительница фракции «Самопомич» Оксана Сыроед заявляла о необходимости проводить местные выборы на основе нового избирательного законодательства, которого по факту еще нет.
— Да, его еще нет. И это другой вопрос. Пока непонятны правила игры, поэтому пока никто и не может прийти к пониманию стратегии действий. Вопрос пока открыт: то ли оставят смешанную систему, то ли это будет пропорционалка с открытыми списками. А пока неясны условия игры, участники не торопятся вкладывать ресурсы. Хотя уже по регионам заметно, как некоторые люди начинают чаще светиться в масс-медиа, проводить чаще социальные мероприятия, однако играть по-крупному пока еще никто не спешит. Ведь даже в вопросе выборов мэров в крупных городах остается открытым вопрос – будет ли проходить волеизъявление в один тур или в два. А ведь для кандидатов это принципиально: потому что у человека, например, в однотуровой борьбе есть стопроцентная гарантия победы, при этом, если выборы будут проходить в два тура, он будет иметь мало шансов.
— В какую сумму ориентировочно могут обойтись выборы хотя бы в одном населенном пункте?
— Если выборы мэра города могут обойтись в десяток-другой миллионов гривен, в масштабах страны это несущественная сумма, однако для города это сумма весьма серьезная. Очевидно, что финансирование проведения выборов возложат на местные бюджеты, — эти политические игрища будут самым дорогостоящим занятием. Также стоит отметить, что та зарплата, которая была в прошлом году была у члена УИК, не изменится. При этом по покупательной способности это в два раза меньше денег.
— В Украине идет война, страна ослаблена экономическим кризисом. Насколько, по Вашему мнению, государство может пережить еще и местные выборы?
— У нас уже был прецедент, когда в условиях войны прошли выборы в парламент. Хотя в других странах выборы и войну не совмещают. Впрочем, в нашей стране правила не писаны, поэтому будет не удивительно, если выборы в местные советы передвинутся на весну, а не на осень, как ранее предполагали коалицианты.
— Однако ни одна фракция не будет инициировать внеочередные выборы просто так, без определенного расчета.
— Вопрос о выборах станет предметом политического торга: у одних политических сил будет желание провести их как можно быстрее, другие же станут откладывать этот вопрос на потом, стараясь оттянуть с назначением даты волеизъявления. Также будет идти большой политический торг относительно правил проведения местных выборов.
В результате выборы могут привести к такому формату, что на местах будет формироваться оппозиция по отношению к центральной, то есть, столичной власти. Думаю, что в 2015 году мы увидим усиление региональных групп влияния – местные выборы как раз станут катализатором этого процесса.
— Сейчас много говорят о децентрализации, однако госбюджет данные изменения не предусматривает. Как это может сказаться на дальнейшем управлении на местах после выборов?
— На этой теме будут спекулировать все, кому не лень. Но сколько о децентрализации не говори, если она не имеет никакого финансового наполнения – ведь реальных финансовых рычагов местные советы так и не получили – это так и останется пустопорожней болтовней и пустыми обещаниями от нашей власти.
— На парламентских выборах избиратели голосуют за определенные флаги либо же личности, которые стоят у руля партий. Мотивируясь чем, люди делают свой выбор на местных выборах?
— В ходе местных выборов политическая мотивация уходит на второй план, на первый же план по традиции выходят так называемые добрые дела. Но, стоит называть вещи своими именами, у нас это политическая коррупция. Это когда часть избирателей ориентируется не на идеологические программные принципы кандидата, а на то, что он способен дать конкретно. То есть, выкристаллизовывается предметно-конкретное мышление – если я не могу пощупать, значит, это не стоит моего внимания. Как правило, это обеспечивает победу на выборах персонажам, подобным нашему «космическому мэру» Черновецкому. Он человек, который тогда в благополучном на фоне остальных регионов Киеве сделал ставку на социальную коррупцию – на гречку. Поэтому, безусловно, в ходе местных выборов увеличится количество новых лиц, но то, что там по-прежнему музыку будут заказывать те, кто пройдет при помощи гречки или толстого кошелька, не поддается сомнению.
— Какие технологии будут использоваться в ходе местных выборов, кроме гречки?
— Если система выборов не изменится, то кандидаты будут использовать помощь бойцам АТО, то есть, они будут демонстрировать своим избирателям именно материальную поддержку. Понятно, что на подобные технологии клюнут далеко не все, однако тех, кто отдадут свой голос, руководствуясь именно этим, будет достаточно для победы кандидата. Учитывая, что уровень политической сознательности ниже, чем в столице, часть избирателей с возмущением будет отвергать проявления политической коррупции, часть же примет ее.
— Насколько, по Вашему мнению, может измениться качество власти на региональном уровне после местных выборов?
— Радикальных изменений пока не предвидится. Учитывая специфику Украины, изменения должны произойти на уровне центральной власти, а она уже сможет стать катализатором на региональном уровне. Ведь процессы в регионах пока не поспевают за тем, что происходит в столице – там избиратель и местная элита более консервативны.