Несмотря на тяжелое экономическое и политическое состояние страны, Президент Украины решил проводить внеочередные выборы в Верховную Раду. На прошлой неделе политические силы активно проводили собрания, где с серьезными лицами вносили в свои избирательные списки известных нынче комбатов добровольческих батальонов, общественных активистов, «фейсбук-звезд» и украинских журналистов. О том, чем руководствуются политические силы, составляя такие списки, чем продиктован такой выбор, что могут предложить партии рядовым избирателям, об этом и многом другом корреспонденту ГолосUA рассказал политолог, руководитель Центра «Третий сектор» Андрей Золотарев.
— По какому принципу сейчас составлены списки?
— В силу такого себе общественного «постмайданного» тренда, при составлении партийных списков стало обязательным сочетание аферистов с активистами. В данном случае принцип составления партийных списков выглядит примерно так: комбат, батяня, «чувак», журналист и экс-депутат.
— Для работы в парламенте нужно разбираться в элементарных вещах. Взять хотя бы пример Киева, где мэром стал человек, не понимающий проблематики города, а на одних только помощниках далеко не выедешь…
— Грубо говоря, в данной ситуации наши политики с помощью вишенки хотят украсить протухший торт, который уже не съедобен. То есть, политические силы с помощью журналистов, общественных активистов и прочих комбатов добровольческих батальонов пытаются создать свои избирательные списки. Всех этих деятелей ждет сомнительная участь — стать прикрытием и попыткой законсервировать остатки насквозь прогнившей коррупционной системы.
— Неужели все так сложно? Взять хотя бы журналистов, которые идут в списке одной из политических сил. Возможно, они смогут вести реальную борьбу с коррупцией – они-то не понаслышке знают, с кем и как бороться…
— Тут у меня возникает простой вопрос – к примеру, как журналисты Мустафа Найем и Сергей Лещенко будут разоблачать находящегося с ними в одном списке Валерия Ищенко — "смотрящего" от Артура Палатного, которого в свое время выгнали из Днепропетровска? Этот коррупционный скандал по сути дела был прикрыт новой властью. Вот как они будут разоблачать коррупционные «проделки» власти нынешней? Задача народных депутатов – определять и формировать правила игры. Безусловно, несколько журналистов могли бы работать в профильном комитете по свободе слова и были бы там полезны.
— То есть, за счет популизма политсилы пытаются набрать балов среди избирателей? Этим «грешат» все партии?
— Единственной партией, которая не вносила в свои списки «популярных людей», оказалась Коммунистическая партия Украины. В ее идеологическом списке нет чиновников, олигархов, коррупционеров и «фейсбук-звезд». А этот коллективный поход комбатов и журналистов на выборы в списке других политических сил дает основания для подозрений, что никакой идеологии здесь нет, и тут есть простая попытка прикрыть прогнившее — чем-то современным и модным. За этим скрывается только то, что этот парламент фактически будет изначально обречен.
— Тогда чего можно ждать от такого парламента?
— Это будет очевидный и сознательный обман избирателей, а все что строится на обмане — долго не живет. Я боюсь, что Верховная Рада Украины восьмого созыва рискует стать одной из самых коротких и бесславных каденций парламента.
— Говоря об избирательном процессе нельзя не вспомнить об одном значительном событии – отказ Партии регионов идти на выборы. Чем продиктовано такое решение?
— Я думаю, проблема заключается в том, что Партия регионов лопнула в попытках разорваться между нынешней властью и собственными избирателями. К моменту выборов у ПР не оказалась какой-либо эффективной стратегии, и отсюда эти забеги в ширину. Это попытки спасти свое реноме и подстраховаться от низкого результата на внеочередных парламентских выборах. Думаю, что отказ от участия в выборах является последствием отсутствия четкой сформированной стратегии «регионалов» по отношению ко всем последним событиям.
— Каждый сам кузнец своего счастья. Но я предлагаю вернуться к нынешним соискателям политического доверия среди украинцев. Вы как политолог сможете охарактеризовать то, с чем идут на эти выборы украинские партии и много ли радикализма в программах?
— Собственно говоря, радикальные лозунги есть у партии «Народный фронт». Это партия «войны», то есть, партия радикальных действий, и среди ее программы можно также увидеть либеральные макроэкономические рецепты, что можно характеризовать «социальным дарвинизмом» в действии. ВО «Батькивщина» как металась между никому непонятными центристскими концепциями социал-демократии и социализма, так идеологически и осталась абсолютно аморфной партией. Партия Петра Порошенко – типичная партия власти, в которой каждой твари по паре, и мы уже видели, какой «пестрый сброд» там собирался. Ее может ждать такая же судьба, как и предыдущих партий власти.
— То есть, мы будем наблюдать что угодно, но только не реальное представление интересов народа, и это учитывая нападки нынешней власти на КПУ?
— Эти выборы пытаются провести между правыми и очень правыми партиями. Но Европа базируется на балансе интересов труда и капитала, то есть, на противостоянии левых и правых сил. КПУ — единственная системная политическая сила, которая осталась в Украине, и, к сожалению, в нашей стране пытаются преследовать эту партию. Нужно понимать, что Компартия остается единственной системной силой, которая, прежде всего, выступает с точки зрения защиты интересов наемных рабочих.
— Значит, кроме одной партии, имеющей последовательную направленность и убеждения, остальные будут предлагать целый букет разномастных обещаний?
— Это — принцип любого популиста: подстраиваться под то, что хочет народ. Поэтому в нынешней избирательной гонке мы можем наблюдать явный перекос украинской политики вправо, в сторону националистических и правых сил. И в очередной раз подчеркну – самолет с двумя правыми крыльями не полетит. Нужно понимать, что в политике дисбаланс и перекос в сторону правых сил чреват большими социальными и политическими потрясениями.