А. Золотарев: «Причина отмены визита Президента в Москву кроется в Киеве»

По официальной версии, намеченный на сегодня визит Виктора Януковича в Москву не состоится из-за неготовности необходимых для этой встречи документов. С этой поездкой Президента были связаны надежды на снижение цены российского газа для Украины, в обмен на сближение с Российской Федерацией. О возможных истинных причинах и последствиях отсрочки украинско-российской встречи на высшем уровне корреспондент «ГолосUA» расспросил руководителя Центра «Третий сектор» Андрея Золотарева.

 — Андрей Владимирович, какими могли быть причины отсрочки визита Виктора Януковича в Москву, и может ли состояться визит с подобным «наполнением» в ближайшее время?

-Дело в том, что темами встречи были определены, прежде всего, вопросы украинско-российского сотрудничества в энергетической и торгово-экономической сферах. Если перевести это в конкретную плоскость – выработка механизма взаимодействия Украины с Таможенным союзом, Россией, Белоруссией и Казахстаном. Для успешной реализации не хватало фиксации этих договоренностей. Несколькими днями ранее Михаил Зурабов (посол РФ в Украине – ред.) уже сказал о том, то встреча Януковича с Путиным состоится только при условии, что в газовой сфере будут достигнуты конкретные договоренности. Очевидно, поскольку эти договоренности не были достигнуты, то и визит отложили. И, скорее всего, причина этого кроется в Киеве.

Почему?

— Проблем здесь несколько. Во-первых, Янукович прекрасно понимает, что при существующей цене на газ страна через пару-тройку месяцев окажется банкротом, нас ждет неизбежная экономическая катастрофа. Это толкает его на поиск какого-то приемлемого экономического решения, открытие новых экономических возможностей для Украины. Во-вторых, он не намерен ни с кем делиться властью. У него такая логика – «это моя страна». Президент прекрасно понимает, что, «сдвинувшись» в сторону Таможенного союза, он получает определенную зависимость. И третье: мне кажется, что в разговорах власти о Таможенном союзе имеет место замысел хитромудрых, креативных политтехнологов, окопавшихся на Банковой – шантажировать Европейский союз намерениями постсоветской интеграции, движением в сторону Таможенного союза. Поэтому у меня возникает ощущение, что какой-то стратегии сближения с Россией нет в планах нынешней действующей власти. По сути, страна остается по-прежнему европейски ориентированной, поскольку у многих высших лиц украинского политикума  дома, бизнес в Европе, там живут их семьи. Украина для них – ресурсная территория, а жизненные планы, в случае осложнения ситуации, находятся западнее границ Украины.

— И страх стать «невыездными» выше опасений по поводу возможного дефолта в стране?

 -Да. Дело в том, что все они – люди не бедные, у всех есть что-то за душой. И полностью переориентироваться, заявить о бесперспективности планов европейской интеграции на ближайшие 20 лет они не могут. Как и не будут стремиться к тому, чтобы народ на референдуме это подтвердил. Да, закон приняли. Но если завтра начнут поднимать вопрос о проведении такого референдума, власть будет это всячески «спускать на тормозах», так как это не входит в ее планы. Эта непоследовательность украинской власти, живущей по принципу «нам бы день простоять, нам бы ночь продержаться», отсутствие какой-либо стратегии, скоротечные, тактические решения – и приводят к таким проблемам, осложнениям, как это мы наблюдаем с отсрочкой визита.

— Не может ли Украина в этой «многоходовке» все потерять?

 — Ситуация усугубляется, и мы можем оказаться в положении, когда и «окно возможностей» в отношении Таможенного союза закроется, и с Европой Украина останется «у разбитого экономического корыта». Останется такой «серой территорией», раздираемой экономическими, социальными, языковыми, межконфессиональными противоречиями. Реальный риск стать зоной перманентной нестабильности для Украины существует. Проблема вырастает, как я уже говорил, из отсутствия у власти какой-либо цельной стратегии.

 — Можно ли сделать вывод из всего вышесказанного, что Янукович мог сам отказаться от визита в Москву?

 — Безусловно. Дело в том, что сказать в этой ситуации всю правду – значит получить колоссальный репутационный ущерб. Поэтому дипломаты всегда находят такие «гладкие» формулировки, что что-то продолжается, шлифуется…

— А как, в таком случае, можно оценить последние сообщения о том, что «Нефтегаз» больше не будет газовым монополистом на украинском рынке, и владельцы крупного бизнеса сами начнут заключать газовые контракты с «Газпромом» или покупать газ в ЕС?

— Возможно… Я в конце 90-х наблюдал, как некоторые частные и госпредприятия пытались найти «дорожки» к «Газпрому». И каждый раз их очень сильно «били по рукам» в Киеве, давая понять, что газ – это президентский бизнес, и посторонним там не место. Поэтому если таковое звучит, это значит, что решение принято на самом высоком уровне, не от хорошей жизни.

Читайте также по теме