Марина Иванова
08:00 22/12/2015

А. Золотарев: «Принятие бюджета-2016 будут продавливать, чтобы не упасть в глазах Запада»

Украинский парламент нередко голосует за бюджет на следующий год в последние дни уходящего. Не стал исключением и 2015-й. Глава бюджетного комитета Андрей Павелко в эфире одного из телеканаловотметил: “Все понимают важность принятия госбюджета до Нового года, а также то, какие риски несет своевременное непринятие бюджета и для местных бюджетов, и для страны вообще. До 1 января этот бюджет должен быть принят, чтобы бюджетный процесс не переходил в режим ручного управления и дал возможность иметь представление о том, как мы будем работать”. О том, хватит ли в Раде голосов для принятия основного финансового документа, а также о процессах, происходящих в коалиции, корреспондент ГолосUA беседовала с руководителем Центра “Третий сектор” Андреем Золотаревым.

— Андрей Владимирович, почему в очередной раз затягивается принятие бюджета? О чем не могут договориться?

— Дело в том, что этот бюджет создает для нынешней власти ту же проблему, с которой начался конец режима Януковича: он не устраивает никого, ни простых украинцев, ни олигархов. Собственно, одним он бьет по «кормовой базе», а другие затягивают пояса уже не на талии, а на шее. Логика этого бюджета очень проста. Г-жа Яресько хочет не только «постричь баранов», но и содрать с них шкуру, получить мясо, да еще и переработать кости. Украинская экономика такого эксперимента может не выдержать. Именно этим и объясняется, что только одна фракция, «Народный фронт», однозначно поддерживает Налоговый кодекс и бюджет, который под него сверстан. При этом, примерно половина фракции БПП — категорически против. То есть, для принятия такого решения элементарно нет голосов.

-Чем на это отвечает власть?

-В ответ идет политический шантаж: дескать, если не проголосуем бюджет пакетом с налоговыми изменениями, не будет денег МВФ. Это — ситуация, когда «лучше ужасный конец, чем ужас без конца». Именно «ужас без конца» и продуцирует вариант бюджета, предложенный г-жой Яресько.

-Как бюджетный процесс отражает состояние дел в коалиции?

-По сути, непрохождение бюджета ставит вопрос — а есть ли коалиция вообще? После визита Байдена (вице-президента США Джо Байдена — ред.), мы увидели: внешние партнеры дали сигнал о том, что для имплементации Минских соглашений коалиция должна сохраниться. Однако конфликты ее буквально рвут на части. И в ближайшее время мы увидим не просто ссорящихся партнеров, а непримиримых оппонентов.

-Почему Президент Порошенко в данной ситуации не поддерживает Минфин?

-Очевидно, бюджет крайне непопулярен, и Президенту не хочется брать на себя ответственность за столь одиозное решение. Во-вторых, идет политическая игра на переформатирование правительства, а также для того, чтобы, спустя время, сменить персонажа в премьерском кресле. Это — «игра вдолгую», многоходовка. Ее элементом и выступает реакция Президента, который публично не поддержал вариант бюджета, предложенный Минфином. Голосование за бюджет очень четко покажет расстановку сил в и перспективу, удастся ли Банковой «поломать через колено» парламент, договориться с кем-то, чтобы получить голоса. Если голосов не будет, мы попадаем в острейший не только политический, но и экономический кризис. Понятно, что без денег МВФ будет очень худо. Мне кажется, бюджет все же примут до 1 января, так как вхождение в Новый год без бюджета — серьезная репутационная потеря в глазах внешних партнеров. Это покажет, что власть, фактически, не контролирует ситуацию. В крайнем случае, за бюджет-2016 проголосуют до середины января. Но даже члены коалиции понимают, что такой вариант основного финансового документа разорит многих, например, аграриев. Поэтому мы скоро увидим формулу компромисса, т.е., от чего откажутся: возможно, интересы крупных агробаронов-лоббистов возьмут верх над страхом пенсионеров получить после Нового года подорожание лекарств на 20%.

-Что будет с коалицией после Нового года?

-Коалиция неумолимо движется к своему бесславному концу, итогом которого могут стать досрочные парламентские выборы. Вряд ли они состоятся ближайшей весной. Но осенью 2016г. или весной 2017 года (на что меньше шансов) этот созыв Рады прекратит свое существование.

-В парламенте всегда существовала фракция, имеющая «золотую акцию». Кто это сегодня, на ваш взгляд?

-Сейчас идет борьба между «Самопомощью», «Батькивщиной» — то есть, миноритариями. И, в третью очередь, действуют группы «Відродження”, “Воля народу”. Не исключено, что еще до досрочных выборов будет предпринята попытка переформатирования коалиции.

-Кто может выйти из коалиции?

-В одном из вариантов — «Народный фронт», в другом — «Самопомощь», «Батькивщина». Вместо них могут войти в коалицию внефракционные депутаты, а также «Відродження”, “Воля народу”, в зависимости от того, как будут развиваться события. Но ясно одно: коалиция «трещит по швам».

Читайте также по теме