В украинском парламенте совсем недавно установилось хрупкое и, скорее всего, обманчивое равновесие: президентским Блоком Петра Порошенко и «Народным фронтом» при участии «сочувствующих» депутатов была создана шаткая коалиция «на двоих». Однако, похоже, это спокойствие вскоре будет нарушено: в последний день весны порог Рады впервые переступит возвратившаяся в Украину Надежда Савченко. Как отразится ее участие в парламентских реалиях на работе законодательного органа страны, корреспондент ГолосUAузнавала у руководителя Центра «Третий сектор» Андрея Золотарева.
— Андрей Владимирович, изменит ли работу парламента присутствие Савченко?
— Все будет зависеть от того, примет ли Надежда Савченко «правила игры», или она будет их ломать. Собственно говоря, тот самый вертикальный конфликт, который вытолкнул людей на Майдан, никуда не исчез. И многие из тех, кто недоволен нынешней властью, видят в Савченко такого «контрсистемного» игрока. Однако, как мне кажется, их ожидания несколько преувеличены.
— Почему?
— Действительно, Савченко в такой ипостаси представляет собой угрозу для нынешнего политического класса. Если она пойдет по пути слома правил, по пути неформата — рискует повысить вероятность внеочередных выборов в Раду. А их никто в парламенте, за исключением отдельных фракций, а это меньшинство Рады, не хочет. Поэтому Президент делает Савченко предложение сосредоточится на внешнем векторе. Это, безусловно, самый безопасный и выгодный для Петра Порошенко формат. Однако, как долго Савченко будет играть в этом амплуа? Мне кажется, она не тот человек, который живет по писанному и неписанному уставу. Поэтому — возможны сюрпризы.
— Когда, в таком случае, могут пройти внеочередные выборы в Раду?
— Ряд экспертов говорит о том, что это может быть осень 2016 года, но я все же склоняюсь к тому, что внеочереные выборы возможны весной 2017. Я «ставлю» на март 2017.
— Насколько Савченко вообще способна быть политиком?
— Скажу так: в первый день ее возвращения мы увидели бойца, для которого есть только черное и белое, не существует полутонов.
— Но политика, как известно — искусство возможного…
— Да, на второй день, уже отдохнув, она изменила свою линию поведения. Мы увидели уже куда более взвешенного человека. Скорее, политика. Остается только догадываться, кто с ней поработал.
— В частности, она скорее положительно отозвалась о Минских договоренностях…
— Да, я об этом и говорю.
— Кто в парламенте захочет воспользоваться ее возвращением, разыграть «карту Савченко»?
— Желающих много: и Президент, и та же Юлия Тимошенко. Однако получится ли у них — вопрос. Дело в том, что Савченко, если будет играть контрсистемно, рискует «деклассировать» того же Ляшко, да и другие оппозиционеры померкнут. Так что планы, которые под нее строились, могут не оправдаться. А для многих возвращение Савченко рискует обернуться проблемами куда большего порядка.
— Если для украинского политикума возвращение Савченко было столь рискованным, почему оно состоялось?
— Савченко знает, кого «благодарить» за два лишних месяца в тюрьме. Это — целый ряд политиков, возомнивших, что они могут ставить условия Кремлю. «С легкой руки» которых все и происходило. Политики из этой обоймы прекрасно знали, что давят на больную для Кремля тему, а, значит, могут получить действия «от противного», что усложнит освобождение Савченко. Но, тем не менее, они продолжали свою активность. Для них самореклама оказалась куда важнее проблем живого человека.
— Тем не менее, Савченко обещала, что не будет перепрыгивать из фракции во фракцию…
— Да, она это сказала уже после всплеска эмоций, когда вступило в действие рацио.
— Проявив тем самым способность спокойно, взвешенно думать…
— Да, поэтому сейчас существует инвариантность в ее поведении.
— Не станет ли Савченко новым «козаком Гаврилюком»?
— Нет, она человек другого склада. Но впереди у нее самые тяжелые испытания — «медными трубами». Выдержит ли она эти испытания — большой вопрос. На моей памяти очень многие люди с добрыми и честными устремлениями в условиях украинской политики ломались.
— Но не все в парламенте замыкается на ней и зависит от личности Савченко…
— Общая атмосфера в Верховной Раде будет еще более конфликтной. Иллюзии, что после «сколачивания» коалиции из 230 депутатов парламент сможет нормально работать, не оправдались.