А. Золотарев: «С нынешним политическим курсом Украина рискует превратиться в страну-изгоя»

К концу 2017 года Украина подходит с невеселыми итогами. Наша страна движется по пути  полной внешней изоляции. Впервые с момента обретения независимости в этом году Украине удалось нажить максимальное количество недругов вокруг себя. Нынешняя власть преуспела лишь в одном — заполучить больше врагов на внешнеполитической арене. По большому счету, потеря стран-союзников грозит Украине внешней изоляцией, которая может привести как к экономическому коллапсу, так и еще большей  дестабилизации внутри страны. О том, почему многие европейские соседи отвернулись от Украины, корреспонденту ГолосUA  рассказал  известный украинский политолог Андрей Золотарев.

— Андрей, в чем причины того, что Украина  умудрилась разругаться со всеми своими соседями – партнерами и союзниками?

—  Это внешнеполитический аспект. Ни для кого не секрет, что власть, сделав ставку на идеологию этнического национализма, запрограммировала создание череды конфликтных ситуаций со своими соседями. Вы не найдете сегодня за исключением прибалтийских лимитрофов (этим определением называют страны, которые оформились после распада Советского Союза. – Авт.) и, может быть, Венгрии, другой европейской страны, где в государственной политике столь явно и жестко проявлялся национализм — как во внутренней, так и во внешней политике. Собственно говоря, неудивительно, что глорификацией Бандеры и Шухевича мы перевели польский праворадикальный дискурс в политический мейнстрим. Если разговорами о восточных крессах (польское название территорий нынешних западной Украины, Белоруссии и Литвы, некогда входивших в состав межвоенной Польши с 1918 года по 1939 год, – Авт.) раньше  занимались политические маргиналы, то теперь тема Волынской резни, тема ОУН-ОПА — используется вполне респектабельными  политиками. Естественно, в этой ситуации, поскольку элементы национализма сильны и в общественном мнении соседнего государства,  там будут действовать с оглядкой, ведь в Польше с общественным мнением считаются, поэтому там будут постоянно нажимать на эту больную тему. В этой ситуации, не найдя никаких компромиссов, если власть продолжат гнуть свою линию, то, безусловно, Польша из адвоката  Украины в Евросоюзе превратится в прокурора.

— Венгрия наряду с Польшей так же не совсем дружественно настроена по отношению к Украине?

— Безусловно. Как известно, в последний момент злосчастную 7-ую статью Закона об образовании  впихнули под давлением национально озабоченных товарищей. И, соответственно, получили целый комплекс проблем. И не только с Венгрией, но с Румынией, причем с демаршами на уровне первых лиц государства. Когда румынский президент отказался от визита в Украину – это достаточно серьезный шаг.

— Может ли возникнуть напряжение в отношениях Украины с Израилем?

— Рано или поздно мы получим напряжение в отношениях с Израилем. Понятно, что переводя коллаборантов (предателей, сотрудничавших с врагами своей родины, своего народа, – Авт.), сотрудничавших с нацистами, в разряд национальных героев, мы становимся причастны  к Холокосту на территории Украины. То есть,  мы рано или поздно получим напряжение в отношениях с Израилем. Более того, даже со стороны вполне нейтрально настроенных по отношению к Украине стран поступают первые «звоночки» недовольства. Намедни мы получили очередной, скажем так, факт ухудшения отношений с Арменией, связанный с работой армянской делегации. Суть в том, что страна, у которой существует конфликт с соседом,  страна, где политики часто-густо рассказывают об отражении агрессии, по идее, должна быть заинтересована в том, чтобы, наоборот, обеспечить дружественное окружение. Но все то, что делается в последнее время, наоборот неумолимо ведет Украину к внешнеполитической изоляции. Возможно, у тех, кто находится сейчас у руля,  курс в этом и заключается. Логики здесь нет никакой. Так или иначе, о проблемах с Польшей предупреждали, о проблемах с Венгрией предупреждали. Тем не менее, став заложниками этого националистического дискурса, власть, собственно говоря, ведет корабль на риф.

— Сейчас проблемы Украины с Польшей и Венгрией только усугубляются?

— Безусловно. С Польшей и Венгрией все становится сложнее и системнее. Так, в Венгрии из 9 ведущих политических партий 5 можно назвать умеренно и радикально националистически настроенными. Националистический элемент плюс фантомные боли Второй мировой войны очень сильны. Венгрия не может сейчас бить горшки по-взрослому со Словакией, с Румынией, где также проживает венгерское меньшинство. К слову, община в Закарпатье – самая маленькая – 150 тыс. человек (Береговский и Виноградовский район),  в Румынии – полтора миллиона венгров,  полмиллиона — в Словакии, в Сербии также проживает большая венгерская община. По факту с начала  90-х в Закарпатье существовала гуманитарная автономия венгров. Налицо политическая лояльность  венгров, проживающих в Береговском и Виноградовском районах, в 2014 году один из лидеров венгерской общины собирал добровольцев в «добробаты».  В Берегово работал Закарпатский венгерский институт имени Ференца Ракоци ІІ. Там действительно есть проблемы с украинским языком. Просто они не связывают свое будущее с Украиной. Венгерская молодежь уезжает в Венгрию. Так или иначе, это данность. В этой ситуации дать венграм задний ход – это потерять лицо. По большому счету,  для них, для Орбана (премьер-министр Венгрии Виктор Орбан, — Авт.) — это одна из излюбленных тем – права венгерского меньшинства в Украине.  Естественно, с этой темы они не слезут, но  создать Украине  колоссальные проблемы они могут, вплоть до отмены безвиза. Обобщая в целом, можно сказать, что нынешний политический курс ведет Украину в тупик. При Кучме, как бы его ни ругали,  был найден компромисс.  Были улажены многие конфликты, например, вокруг кладбища орлят во Львове (Кладбище (Мемориал) орлят названо по героическому наименованию молодых польских ополченцев (в том числе, подростков, — Авт). При Кучме был найден баланс интересов, и поляки не возмущались наличием улиц Степана Бандеры во Львове, они считали, что это «ваше право». Но когда такая политика стала проводиться на государственном уровне тут уже все, щёлкнуло. Я не встречал три года тому назад, чтобы  в Польше писали про нацистскую Украину. А сейчас вполне респектабельное польское  издание с иллюстрациями «Политическая мысль» пишет об этом. Это нехорошая тенденция, потому что меньше всего хочется, чтобы мы превратились в страну-изгоя.

Читайте также по теме