Во Владимирском соборе в Киеве почетный глава Православной церкви Украины Филарет провел “поместный собор” для восстановления ликвидированного Киевского патриархата, который будет существовать отдельно от автокефальной церкви. Параллельно с ним проходил Всеукраинский церковно-общественный форум единства украинского православия, на котором главенствовал Епифаний. ГолосUA решил разобраться, к чему приведут разногласия между ПЦУ и УПЦ КП.
— Андрей, к чему приведет конфликт между ПЦУ и УПЦ КП?
— Получилось так, что Филарета на закате его карьеры обманули. После того как ПЦУ утратило политическую крышу в лице Президента Порошенко, у нее начались сложные времена. Прежде всего выяснения отношений между Киевским патриархатом и ПЦУ. Конфликт между УПЦ и УПЦ КП будет усиливаться. Следует ожидать длительных судебных тяжб за имущество. У ПЦУ без политической поддержки минимальные шансы на выигрыш.
— Грозит ли Украине лишение Томоса?
— В Константинополе уже пребывают в настоящем шоке от вражды между Филаретом и Епифанием. Однако для Вселенского Патриарха Варфоломея лучше делать вид, что ничего не случилось. Но рано или поздно вопрос о лишении Украины Томоса станет ребром. Потому что это была афера с участием политиков, нарушавшая все канонические правила, поставившая православный мир на грань раскола. Соответственно, все это обернется против Варфоломея. Он еще не раз пожалеет том, что связался с Порошенко и его кампанией по предоставлению Украине Томоса.
— Что будет с УПЦ КП после собора Филарета, который в ПЦУ назвали расколом?
— Для Киевского патриархата ничего не изменилось. Его, как и не признавали другие православные церкви, так и не признают. С точки зрения закона и права Киевский патриархат существует. А это значит, что печать, счета и церковное имущество остается у Филарета. В свою очередь Варфоломей «остается с носом» у разбитого корыта с уничтоженной репутацией в церковном мире.
— Какая судьба ожидает патриарха Филарета и главу ПЦУ Епифания?
— Филарет давал обещание, что он является патриархом, и патриархом умрет. Хотя слово патриарх можно взять в кавычки для части украинцев, хотя для прихожан УПЦ КП он был и остается главной фигурой. Кроме того, у Филарета остается политическая поддержка со стороны украинских политиков. В том числе со стороны Юлии Тимошенко. То, что высшие церковные иерархи ушли в ПЦУ, ничего не меняет. Для церкви важно место кормления верующих. У Филарета осталась касса. Кроме того, у него юридически больше приходов – около 5 000 тысяч. Это вторая по величине православная церковь в Украине, хотя и с сомнительной каноничностью, но с очень большими материальными ресурсами. Хочу отметить, что около 500 храмов УПЦ МП будут судиться с ПЦУ из-за их беспредельных захватов. Будущее Епифания туманно и неопределенно. Без политической поддержки такое образование как ПЦУ с вывеской церкви имеет не много шансов на успешное существование. Развиваться оно точно не будет.
С Епифанием останется большинство священнослужителей, топ-духовенство и верхушки духовенства. Скоро мы увидим, что ситуация в ПЦУ патовая. Порошенко завязал очень тугой узел, который придется распутывать ни один год. Как следствие в церковной среде добавились новые конфликты. В частности между ПЦУ и УПЦ КП.
— Наложат ли анафему на Филарета?
— Пока до этого не дойдет. ПЦУ и УПЦ КП будут воздерживаться от резких шагов. Кроме того, Филарет под анафемой создал Киевский патриархат. Она ему не мешала развивать и структурировать церковь. Но тут сразу же возникает вопрос, каким образом Епифаний был рукоположен в сан епископа, как и многие иерархи ПЦУ. Поэтому они остаются в подвешенном состоянии. Украинцы же просто увидели, что Томос был очередной аферой и обманом команды Порошенко.