Президент Петр Порошенко подписал закон о внесении изменений в некоторые законы Украины относительно внешнеполитического курса Украины. В частности, вступление нашей страны в НАТО четко определено как один из ключевых факторов государственной политики. Корресподент ГолосUA узнавал у политолога Андрея Золотарева, когда примут ли Украину в НАТО, как в ближайшее время изменятся отношения между США, Россией и Украиной и присоединятся ли США к нормандскому формату
-Примут ли Украину в НАТО?
-В очередей раз украинские политики пытаются навести мосты, там, где нет реки. Будем говорить откровенно, что может сегодня НАТО дать Украине и нужна ли она Североатлантическому альянсу… Мне кажется, что мы очередной раз стучимся в закрытые двери, поскольку для НАТО, как минимум, важен геополитический фактор. В альянс приняли Черногорию, как раз из-за геополитических соображений. Нужна ли Украина НАТО? Думаю, что нет. Поскольку с теми проблемами, которые сейчас есть в нашей стране, а, в частности, конфликтом на Донбассе, Украина альянсу интересна только, как буферная зона. Именно поэтому основной риск заключается в том, что наша страна может превратиться в боксерский ринг, на котором будут выяснять отношения Запад и Россия. Украина же будет нести существенные издержки.
— Почему Порошенко решил взять курс на НАТО?
-Сейчас в украинском политикуме доминирует тренд на интеграцию в НАТО, при этом абсолютно не учитывается то, что еще в конце 2000 годов, активисты собрали 4 миллиона 600 подписей для проведения референдума о членстве Украины в альянсе. Сторонники вступления сегодня заявляют о том, что более половины украинцев выступают за вступление в НАТО, поэтому было бы самое время провести референдум и спросить у народа, что они думают по этому поводу. Но вопрос о вступлении в НАТО ставится безапелляционно, а это означает, что закон о взятии курса на вступлении в НАТО ни что иное, как политические манипуляции. То есть, политики, по сути, сдают суверенитет Украины. Та часть украинского политикума, которая выступает против, прямо говорит о том, что вопросы национальной безопасности решаются не только вступлением в НАТО. И эта позиция куда более патриотическая нежели, тех, кто мчится в НАТО.
— По факту Украина отказывается от внеблокового статуса?
-Да. Так как закон, который подписал Президент Петр Порошенко предполагает отказ от внеблокового статуса, но фактически мы оказываемся в подвешенном положении, когда Украина становится буферной зоной.
-Есть ли у Украины шансы в ближайшем будущем вступить в альянс?
-В ближайшем будущем нет. НАТО нужно будет обеспечить страну, чья территория растянулась на сотни тысяч километров, а ее ВВП на уровне 2 тысяч долларов на душу населения. Кроме того, в стране существует аннексия Крыма и продолжающийся конфликт на Донбассе. Украина находится в конфликте с Россией, но не является членом НАТО, что достаточно выгодно с точки зрения геополитических интересов Запада. Для самой Украины эта позиция невыгодна, поскольку она становится полем выяснения отношений. Кроме того, если говорить о стандартах НАТО, то в Украине всего 6 батальонов в стране, которые под них попадают. У нас единицы командиров и бригад со знанием английского языка. Но если говорить о вступлении в НАТО, то знание английского — это основа. В то же время у нас неправильно работает система связи, также мы не можем решить проблему с качеством сухпайков солдат. По сути, сейчас для Украины есть более значимые задачи, чем вступление в НАТО. Прежде всего, модернизация военно-воздушных сил и логистики вооруженных сил, которая очень «хромает». Кроме того, у нас проблемы с командованием. Разгром Иловайска, сражение в Дебальцево — на совести украинского генералитета.
-Как в ближайшее время изменятся отношения между США, Россией и Украиной?
-Вопрос в том, что стороны сейчас поднимают ставки. Выступление Трампа в Польше четко говорит о том, что он как истинный бизнесмен будет жестко торговаться с Россией до последнего. Не нужно питать иллюзий, что он будет действовать с точки зрения интересов Украины. Он будут действовать с точки зрения интересов США. Если он решит, что он может произойти размен. Крым по умолчанию останется России, но никто официально, не будет там признавать российский суверенитет. По Донбассу же продолжатся призывы по выполнению минских соглашений. Хотя все прекрасно понимают, что в Украине — жесточайший политический кризис и не факт, что Порошенко устоит в этом кризисе. Нужно дождаться выборов в Германии. Вполне возможно, что Трамп «сплавит» миссию разрешения конфликта на Донбассе европейцам.
-Присоединятся ли США к «нормандскому формату»?
-Этого не будет. Если этого не было при Бараке Обаме, который занимал куда более активную позицию по Украине, то Трамп, тем более, не захочет присоединение США к «нормандскому формату».