Вопрос вступления Украины в Североатлантический альянс уже не один год волнует как украинский политикум, так и простых граждан. Каждый год нам сообщают, что двери НАТО для Украины открыты, но возникает ряд проблем, которые мешают нам присоединиться к Альянсу. 14 июня состоится очередной саммит организации, но Украина оказалась в списке неприглашенных стран. Как скоро нам возможно будет присоединиться к международной организации и что является преградой для этого, — ГолосUA спросил у политического эксперта Андрея Золотарева.
— Андрей, что мешает Украине получить ПДЧ от НАТО?
— Украина уже была один раз в шаге от получения ПДЧ. Но Германия на Бухарестском саммите в 2008 году очень четко дала понять, что Украина ПДЧ не получит. Сейчас ситуация в этом плане не лучше.
— Тем не менее, уже прошло более десяти лет?
— Да, но у Украины возникли территориальные проблемы с продолжающимся конфликтом, что в сумме делает невозможным получение ПДЧ. Его получение было бы фантастическим вариантом в русле радикального поднятия ставок. Также стоит обратить внимание на то вооружение, которое нам передают Соединенные Штаты. Его состояние ясно говорит, что они не пытаются разозлить «русского медведя» и оно не может как-то повлиять на баланс сил.
— Что же нам могут предоставить, кроме устаревшего вооружения?
— Поставки современного вооружения, в том числе систем ПВО – исключаются. Это в очередной раз говорит, что Украину в НАТО не ждут. Поэтому на саммите мы услышим какие-то комплименты, заявления о моральной поддержке. Но в политическом плане вопрос приближения Украины к НАТО не сдвинется с той точки, на котором он находится сейчас.
— Когда же этот вопрос может сдвинуться с мертвой точки?
— Я думаю, что в ближайшие лет десять нам ПДЧ не светит.
— В тоже время ряд СМИ говорил, что вступление в НАТО является неизбежным…
— Как говорили в одном фильме – выпьем же за то, чтобы наши желания не расходились с нашими возможностями. То, что Украину не пригласили на саммит было решено заранее, несмотря на то, что в ООН этот вопрос поднимался.
— Несмотря на это, в нашей делегации дали понять, что они таки туда приедут, это как понять?
— Это выглядит несколько некрасиво, когда тебя не зовут, а ты все равно заявляешься. Я думаю, что присутствие украинской делегации на саммите маловероятно. Вероятность этого есть, но это бы выглядело крайне неприглядно и несколько «не комильфо».
— В тоже время Президент Зеленский утвердил программу Украина-НАТО на 2021 год…
— Пока Украина выполнила только около 50 стандартов НАТО из 250. То есть, если за 50 лет мы осилили одну пятую требований, то нетрудно представить сколько времени потребуется для достижения остальных.
— Согласно официальной информации Кабинет министров должен был в 20-дневный срок утвердить меры по выполнению программы, насколько это реально?
— Сколько у нас до этого было программ, — эта будет очередной. Куда важней в политической плоскости, не говоря о территориальных проблемах, взаимоотношениях с Россией и продолжающейся войной, куда больше имеет значение рост ВВП. То есть с нынешним ВВП, даже если мы тысячу программ напишем, НАТО мы не будем нужны.
— В тоже время Зеленский заявил, что это системный документ, который содержит описания реформ…
— Этот документ можно как угодно обозвать профессионально все сформулировав, но к реальности это имеет довольно посредственное отношение, а реальность такова, что для того чтобы куда-то зайти, надо чтобы были открыты двери. Нам говорят, что двери НАТО открыты, но это к реальности имеет отдаленное отношение.
— То есть Зеленский подписал этот документ, но на самом деле толку никакого от него не будет?
— Я сомневаюсь, ведь главными вопросами будет то, как это будет выполняться и хотят ли нас в НАТО.
— В тоже время говорится, что указ вступает в силу со дня его опубликования…
— В Конституции это закреплено, но в тоже время до этого никто не додумывался, что участие в военно-политическом союзе будет оформлено в Конституции. Это является украинским ноу-хау и что будет дальше пока непонятно.