Верховный Совет Крыма принял Декларацию о независимости АРК и Севастополя. В своем решении крымские депутаты, ссылаясь на опыт Косово, утверждают, что одностороннее провозглашение независимости частью государства не нарушает какие-либо нормы международного права. О причинах и последствиях этого решения корреспондент ГолосUA беседовала с руководителем Центра «Третий сектор» Андреем Золотаревым.
— Андрей Владимирович, крымские депутаты сослались на опыт Косово при принятии Декларации о независимости Крыма. Насколько это уместно?
— Верховная Рада Крыма может принять все, что угодно. Но надо учитывать, что независимость Косово не признана ни Украиной, ни Россией. Другой момент – по действующей Конституции Украины, Крым пока, де-юре, входит в состав Украины. Поэтому Верховная Рада Крыма вышла за пределы своих полномочий. Сегодня уже совершенно очевидно, что, кроме Российской Федерации, итоги этого референдума могут признать разве что такие влиятельные мировые лидеры, как Башар Асад, или – самопровозглашенная Абхазия. Поэтому очевидно, что это решение завяжет новый «узел» проблем, но не приведет к решению уже существующих.
— Каким путем Крым все-таки мог бы выразить свое стремление к самоопределению?
— Если говорить о самоопределении Крыма, должен был быть проведен Всеукраинский референдум, тогда его итоги имели бы юридическую силу. Но в данном случае мы имеем дело с присутствием большого количества незаконных вооруженных формирований в Крыму. В этих условиях ни одна страна мира не признает итогов такого референдума и действий ВР Крыма.
— К чему это приведет?
— Крым получит статус аннексированной территории. И ни один самолет ни одной международной компании туда летать не будет. Это крымчане должны понимать. Жителям аннексированной территории также нужно знать, что вслед за проваленным туристическим сезоном 2014 года, рассчитывать на 2015 и 2016 год уже не приходится. Может быть, в первое время Россия и поможет Крыму финансово. Но, в целом, с учетом того, что инфраструктурно Крым привязан к Украине, ничего хорошего крымчанам это не принесет.
— Тогда почему развивается именно этот сценарий?
— Этот сценарий развивается в силу ошибок новой власти. В силу того, что предыдущая киевская власть долгое время использовала Крым, как ресурсную территорию. Это – результат игнорирования интересов Крыма. И говорить о том, что в Крыму отсутствует социальная база для пророссийских выступлений, не приходится. Эту базу создал своим невниманием Киев, игнорируя проблемы крымчан. Ведь не надо быть «семи пядей во лбу», чтобы просчитать провокационные последствия таких действий, как отмена закона о региональных языках, внесения законопроекта о роспуске Верховной Рады Крыма. Если бы не «подливали масла в огонь», у крымчан не было бы такой тревоги и надежды найти поддержку извне.
Сегодня крымское общество расколото. В нем есть как сторонники присоединения к России, независимого статуса Крыма, так и сторонники того, чтобы Крым остался в составе Украины. Но когда внутренние проблемы не решаются, когда одна часть страны не слышит другую, этим пользуются внешние силы.
— Ваш «рецепт», как выйти из этой ситуации и прогноз, как она может развиваться?
— Как выйти? Путем двусторонних переговоров «Россия-Украина». Оптимальным для Крыма было бы сохранение нынешнего статуса в составе Украины, с расширением полномочий, например, с превращением Крыма в свободную экономическую зону. Изменение статуса Крыма «похоронит» перспективы полуострова на десятки лет вперед. Ведь мечтать превратить Крым в подобие Шарм-эль-шейха или Антальи в условиях, когда абсолютное большинство стран мира будут считать его аннексированной территорией, не приходится.
Крыму необходимо решение вопросов по поводу навязывания языка, культуры, своих, чужих героев. Это бы положительно повлияло на крымскую элиту.
А так – даже вхождение в законодательно поле РФ создаст крымчанам массу проблем, о которых они и не догадываются. Например, сейчас в Госдуме РФ лежит законопроект, запрещающий краткосрочную сдачу в аренду жилья в многоквартирных домах. И даже то небольшое количество российских туристов, которые приедут в Крым, «гешефтов» крымчанам за сдачу жилья не сделают. Это люди должны знать, чтобы делать выбор не на основе политических лозунгов, а — почувствовав свои интересы.
— Так все же, как могут развиваться события в Крыму?
— Я еще неделю назад об этом говорил, а сегодня Тенюх (министр обороны Украины Игорь Тенюх – ред.) подтвердил: боеспособность украинской армии на уровне 20% (сухопутных сил). У Украины нет силового варианта решения крымского вопроса. У России же, с учетом ее экономических проблем, нет ресурсов, чтобы Крым содержать. Поэтому – золотая середина лежит где-то между этими двумя направлениями. Особый статус Крыма, расширение его экономических полномочий – это было бы тем компромиссом, который снял бы конфликт между Россией и Украиной.