Отставка правительства Николая Азарова стала 28 января главным политическим событием дня. "Ради мирного урегулирования конфликта, я принял личное решение просить Президента принять мою отставку с поста премьер-министра", — объяснил свое решение Азаров. О том, как смена Кабинета министров Украины будет осуществляться на практике и какие проблемы страны это сможет решить, корреспондент ГолосUA расспросила руководителя Центра «Третий сектор» Андрея Золотарева.
— Андрей Владимирович, как может быть «переформатирован» Кабинет министров?
— В той системе, которая сегодня существует, новый Кабмин станет "вторым правительством" Януковича. Но Президент должен понимать: вся ответственность за происходящее ляжет на него.
К сожалению, формирование Кабмина по принципу политического представительства может привести страну, помимо политического кризиса, еще и к экономической катастрофе. Украине нужно техническое правительство профессионалов, использую метафору – «временное правительство». Но надо понимать, что это правительство – до следующих выборов. Основная его задача – спасти Украину от экономической катастрофы, которая все явственнее «маячит» грядущей осенью. То есть, времени у него максимум полгода.
Это правительство не должно быть политтехнологическим инструментом избирательной кампании кандидата в Президенты то ли от власти, то ли от оппозиции. Но это «правительство профессионалов» должно пользоваться доверием как одной части общества, так и другой.
Не стабилизировав экономическую ситуацию, допустив, что экономический кризис «наложится» на политический, власть «взорвет» страну, мы получим всеукраинский бунт, но уже под социально-экономическими лозунгами. И от "Февральской революции" очень быстро перейдем к "Октябрьской".
А если процесс формирования правительства будет просто перетасовкой колоды карт, власть не решит ни одной из насущных проблем. Поскольку такое правительство, с одной стороны, будет заниматься социальной коррупцией, с другой – избегать непопулярных решений, загоняя ситуацию в тупик, всем станет еще тяжелее. «Больной», то есть украинская экономика, может просто не выдержать и помереть. От этого проиграют все. Поэтому и Компартия, и некоторые оппозиционеры, в частности, Юрий Луценко, говорят о техническом правительстве.
— Это – желаемое, но как все будет в действительности?
— Скорее всего, будут отправлены в отставку Дмитрий Табачник, Виталий Захарченко, произойдут какие-то частичные перестановки. Возможно, уберут ряд «эмиссаров» олигархических групп, тех же «фирташевцев», «газовиков». Скорее всего, в составе нового Кабмина останется Юрий Бойко, Эдуард Ставицкий, поскольку они достаточно эффективны на общем фоне. Возможно, останется Короленко. Вспомним последнее совещание «регионалов», когда Янукович «одернул» Звягильского за критику министра промполитики.
Пока логика власти не предполагает каких-либо радикальных перестановок в Кабмине. Это, по сути, перетасовка старой колоды. Шаг сколь близорукий, столь же и пагубный, по моему мнению.
— Могут ли войти оппозиционеры в правительство под давлением Запада, несмотря на то, что они отказались?
— Всегда надо руководствоваться собственной политической логикой, а не давлением извне. Безусловно, советы слушать нужно, но решение надо принимать здесь, в Украине. Поскольку это – украинские политики. На месте сторон я бы сейчас максимально постарался исключить внешнее давление, как со стороны Соединенных Штатов, Евросоюза, так и со стороны России. Ведь у всех крупных геополитических игроков есть свои долгосрочные интересы, и они руководствуются ими, а отнюдь не лозунгами свободы, равенства и братства. Эти мотивы могут зачастую быть корыстными, не учитывающими интересов Украины. И такие советы могут загнать Украину настолько далеко, что судьба ее будет решаться за ее пределами. По сути, страна потеряет субъектность.
Поэтому должна быть общая договоренность власти и оппозиции: наши вопросы мы будем решать здесь. Россия и Запад имеют право на политические оценки, но не должны вмешиваться в ситуацию.
— Немного о кандидатуре премьера: Арбузова в последнее время готовили на место Азарова. Насколько он будет эффективен в этой роли?
— Это – так называемы «младореформатор». Думаю, Арбузов, несмотря на так называемые «экономические подвиги», еще не дорос до понимания сложности задач, которые ему придется решать на посту премьера. Возможно, это — удовлетворение интересов одной из властных групп, но – фигура далеко не идеальная.
Согласен с оценкой некоторых экспертов, что Азаров – далеко не худший бюрократ. Его есть за что критиковать, достаточно вспомнить «азировский» язык. Мало кто вызывал такое раздражение у народа, как Николай Янович. Но, тем не менее, как один из соавторов монстра, называемого «украинской экономикой», где второй бюджет вращается в тени, он, как никто другой, знал, где найти деньги, откуда их вытащить, чтобы в пожарном порядке заткнуть очередную бюджетную дыру. Кроме того, у него не было политических амбиций.
Арбузов – пока на его челе написано, что он – «вещь в себе». Я крайне критически отношусь к персонажам типа Арбузова и Клименко. За свою недолгую политическую карьеру они успели побывать – Арбузов в «Нашей Украине», а Клименко – в оранжевом шарфике на донецком Майдане. Они руководствуются определенными интересами, и их интересы в сложное время могут радикально разойтись с интересами того, кто делает на них ставку.
— Ход недавних событий нарушил «технологию процесса» формирования правительства. Как они все же могут повлиять?
— Возможно, Арсений Петрович очень хотел бы стать премьером, и, как никто другой в оппозиционной «тройке» подготовлен к такой работе. Но он прекрасно отдает себе отчет в том, что это – политическое самоубийство.
— Тем не менее, в первые часы после «предложения» он был явно не против…
— Он хочет быть премьером, но не может. Благодаря недальновидности власти, которая «обнулила» оппозицию, с пылью перемолола, она сделала субъектом политического процесса Майдан. Что, кстати, явилось неожиданностью и для геополитических игроков. Тем не менее, произошло то, что произошло. Майдан стал тем фактором, с которым эта оппозиционная «тройка» теперь уже не может не считаться, потому что он стоит у них за спиной. Их ошибка, что каждый из них стал действовать в логике своей президентской кампании, упустив время, когда можно было принимать эффективные решения. Поэтому сегодня, скорее всего, оппозиционерам надо отойти и все-таки уступить дорогу профессионалам.
— А есть ли политически «незаангажированые» профессионалы в министерствах? Ведь с приходом нового министра вся команда, зачастую, подлежит ротации.
— В том-то и дело, что у нас необходимо провести деполитизацию госслужбы. Министр может быть политиком, но замов не надо разгонять при очередной смены даже не власти, а команды.
— Хватит ли для этого здравого смысла?
— Все дальнейшие игры «в политику» приведут страну к экономическому краху. И тогда голодные люди без зарплат и пенсий сметут и власть, и оппозицию.