Двадцать четвертого августа украинцы будут праздновать День независимости Украины в 27-й раз. Президент Петр Порошенко заявил, что получение Украиной Томоса об автокефалии завершит утверждение ее независимости и самостоятельности. ГолосUA решил уточнить, действительно ли Украина после этого станет независимым государством и расспросил об этом руководителя центра «Третий сектор» Андрея Золотарева.
— Андрей, действительно ли Украина независимое государство?
— Выбор независимости – это выбор подавляющего большинства украинцев. Большинство граждан проголосовало «за» обновленный союз. К сожалению, возможности и энергия общества были потрачены впустую. Все, что у нас было приобретено до независимости, было бездарно растрачено. В частности, колоссальный промышленный потенциал, возможности развития агросектора, крупнейшая в Европе группировка вооруженных сил, ядерное оружие, атомные электростанции, газопроводы. То есть Украина получила от СССР очень хорошее приданное. Это не стыкуется с тем мифом, который нам пытаются насадить, дескать, Украина была колонией и империей. У нас была страна с хорошим экономическим развитием, интеллектуальным потенциалом и человеческим капиталом. Теперь, руками нашего правящего класса, мы срываемся в воронку из второго мира в третий, а может быть и куда-то подальше…
— С чем связана деградация страны?
— Для этого достаточно посмотреть на экономические потери. Наша страна единственная республика бывшего союза, которая так и не достигла уровня 1991 года. Многие предприятия работали на промышленный комплекс. Всем этим предприятиям можно было дать толк. Вместо этого экономика страны выжата до последней капли. Предприятия порезаны на металлолом или бездарно распроданы. Результат, за 27 лет наш правящий класс умудрился построить социальный ад, из которого миллионами бегут украинцы. Потеря человеческого капитала самая страшная. Фактически, по большому счету, выйдя из СССР, мы попали в другую зависимость. Сегодня можем весьма условно говорить о суверенитете Украины во внешней политике, когда вопросы мирного урегулирования конфликта на Донбассе за нас решают третьи страны. В экономической и социальной политике мы зависим от МВФ.
— Какой должна быть независимая страна?
— Экономически успешным и конкурентоспособным государством. Такую страну на сегодняшний день мы не построили. К сожалению, для наших политиков власть – это, прежде всего, ресурсы для собственного обогащения.
— Назовите главные потери Украины за годы независимости…
— Их очень много. Стоит вспомнить крупнейшее черноморское судоходство, которое мы потеряли. Кроме того, Украина превратилась в беднейшую и наиболее коррумпированную страну в Европе. Это наиболее наглядный показатель, куда нас привели наши политики. У нас разнообразный ассортимент продуктов на полках в магазинах, но это не перекрывает того, что у нас дети умирают от отсутствия вакцин. Это при том, что у нас одна из самых низких продолжительностей жизни в Европе. А это показатель качества жизни.
— При этом Президент Порошенко говорит, что Томос об автокефалии завершит зарождение независимости Украины, так ли то?
— Вдобавок к существующим в обществе конфликтам и противоречиям, Порошенко вбивает еще один клин. Если и говорить о единой поместной церкви, то это, прежде всего, вопрос не политиков с сомнительными рейтингами, а вопрос межцерковного диалога. То, как Порошенко пытается объединить нацию, только наоборот еще больше ее раскалывает.
— Чувствуют ли себя украинцы политической нацией?
— За годы независимости политическая нация еще не сформировалась. Есть зачатки гражданского общества, в какие-то моменты оно умело показать и отстоять свою позицию перед властью, но заставить власть действовать в своих интересах общество так и не смогло. Это говорит о том, что политическая нация до сих пор не сформирована. Она появится, но не при нынешней власти.