А. Золотарев: «Закон о реинтеграции Донбасса только отдаляет оккупированные территории от Украины»

На днях Верховная Рада Украины поддержала законопроект о реинтеграции Донбасса.  Многие депутаты и эксперты уже заявили, что он пустой, так как не меняет ситуацию на Донбассе. ГолосUрасспросил у политолога и руководителя центра «Третий сектор» Андрея Золотарева, как отреагируют на данный закон международные партнеры, почему власть решила поменять формат АТО и снимает  ли данный закон ответственность власти за ситуацию на оккупированных территориях?

— Вернется ли Донбасс после принятия данного закона?

— Донбасс из-за внутренне политической линии, которая образовалась сегодня в Украине, не настроен на возращение. Я сужу по Крыму, что количество тех, кто хочет вернуться в Украину, очень мизерное. Если раньше почти 40% сомневалась и были против аннексии и не хотели менять украинский паспорт на российский, то на сегодняшний день количество тех, кто доволен произошедшим в Крыму, возросло.  К сожалению, глядя на то, что у нас происходит, и какие у нас принимаются законопроекты, мы не приближаем ни Крым, ни Донбасс к нам ни на йоту. Для того чтобы изменить такую ситуацию во внутренней политике, нужно делать больше шагов, которые будут приемлемы для оккупированных территорий. Пока с точки зрения диктата, мы можем отвоевать территории, но эти люди будут не с нами.   

— Назовите главные плюсы и минусы законопроекта…

— Закон об особенностях государственной политики с обеспечением государственного суверенитета Украины на неподконтрольных территориях в Донецкой и Луганской областях ориентирован на праворадикальные силы и полностью игнорирует интересы жителей этих территорий. Для украинцев в данном законе плюсов нет. Они есть только для Президента Порошенко. Он уже всем рассказал о том, какой это замечательный закон, но по факту для Донбасса ничего не изменится. Кроме одного момента, если будет введено военное положение на территории всей страны. Это потом аукнется всем. Сейчас же ситуация с Донбассом не проясняется, а еще более запутывается.  

— В БПП заявили, что после принятия закона о реинтеграции военное положение можно будет вводить по всей территории страны. Для чего это было сделано?

— Для усиления власти Президента. Порошенко получает еще больше власти, в том числе, в вопросах мира и войны.

— Почему власть решила поменять формат АТО?

Номинальное завершение АТО может быть использовано в качестве выполнения ключевого предвыборного обещания Президента. Эту норму можно рассматривать, как попытку гарантировать если не поддержку, то лояльность к правым и радикалам с оглядкой на будущие парламентские и президентские выборы.

— Закон о реинтеграции Донбасса снимает ответственность власти за ситуацию на оккупированных территориях?

— Безусловно. Во-первых, статус оккупированных территорий возлагает все проблемные моменты, связанные с ущербом собственности, на страну оккупанта. То есть украинская власть умывает руки. Хотя подчеркиваю, что данный закон обратной силы не имеет. Данный закон не о реинтеграции, это политическая декларация, которая способствует, прежде всего, решению персональных политических проблем Президента и его окружения и части нынешней партии власти. В данном законе нет никакого механизма и алгоритма, как Украина будет возвращать Донбасс. Наоборот, с принятием таких законов, как судебная и пенсионная реформа, мы только отталкиваем Крым и Донбасс. Это законопроект о чем-то другом, но не о реинтеграции Донбасса.

— Как отреагируют на данный закон международные партнеры?

— Есть формула Штайнмайра и 4 пункта плана Медведчука. Амнистия, проведение выборов и так далее. Эту формулу приняли и утвердили Россией, США и Европой, но, очевидно, нравится нам это или нет, решения по Донбассу будут исходить от этой формулы. Пока мы «петляем», потому что у нас нет желания выполнять политическую часть минских соглашений. Весь вопрос в том, сколько мы сможем еще так «петлять»? Можно еще продержаться в таком положении не дольше года. Потом ситуация загонит в угол и нам придется столкнуться с неизбежным: либо это будет отказ от выполнения Минска, либо будем принимать тяжелые и неприятные для нас законы.

Читайте также по теме