Западные союзники не единожды заявляли о своей поддержке Украины в случае эскалации ее конфликта с Россией. Тем не менее, в связи с последними обострениями во взаимоотношениях между двумя государствами, все больше стран Запада заявляют о грядущей эвакуации своих военных миссий с территории нашего государства. Как будут действовать западные военные миссии в Украине в случае начала полномасштабной войны журналисту ГолосUA рассказал политолог, руководитель центра «Третий сектор» Андрей Золотарев.
— Что стало толчком к появлению на территории Украины военных миссий западных стран?
— Необходимость сдерживания России на территории Украины. Причем таким образом наши западные партнеры не только помогают Украине, но и защищают себя, оттягивая возможные боевые действия от своих границ.
В основном их миссия всегда была тренировать. С самого начала было маловероятно, что иностранные военные будут сидеть в окопах с украинскими бойцами или заседать в штабах ВСУ.
— Ряд западных партнеров объявили о возможном сворачивании своих военных миссий в Украине. Скажите, какова их судьба в свете эскалации конфликта между Россией и Украиной?
— Сворачиваться они не будут, но здесь мы можем согласиться с Президентом Зеленским, который сказал, что это наше дело и никто вместо нас воевать не будет. Достаточно посмотреть январский номер издания Foreign Policy, которое освещает американский взгляд на вопросы геополитики и внешней политики, где по этому вопросу все разложено по полочкам.
Военная помощь будет, но в таких масштабах, которые не особо изменят военный баланс в регионе. Будут поставлять «Джавелины», «Стингеры». Поляки передадут «Перун», это аналог советской «Стрелы». Но все это не сверхсовременное вооружение.
— Поддержка вооружением поможет украинской армии сдержать натиск противника?
— Надо понимать, что вся эта помощь имеет символический характер и не будет кардинально влиять на боеспособность Вооруженных сил Украины. Никто не будет поставлять военную авиацию, современные средства ПВО, технику для радиолокационной борьбы.
Присылаемые Турцией «Байрактары» — это дроны для бедных стран. Американские и израильские аналоги уже давно опередили турецкую разработку.
Проще говоря – нам дают понять, что нас поддерживают, но вступать в бой с российскими войсками наши союзники не будут.
— Вы перечислили множество вооружения, которое попадет в нашу страну, или даже уже попало. Задержатся ли здесь западные военные, чтобы обучить наших бойцов пользоваться всем этим оружием?
— Безусловно, но это и не очень тяжелое задание. Данное оружие достаточно простое в освоении, но если говорить о модернизации украинской армии – это не то, чего нам критически не хватает.
Критично — это иметь на вооружении менее чем сто самолетов. Это нонсенс для такой страны, как Украина. Тем более, что это устаревшие советские модели 1980-ых годов. Сейчас они модернизируются, но им далеко до того, чтобы стать истребителями четвертого поколения. Вот это проблема, с решением которой нам никто помогать не будет.
— Каков алгоритм действий военных миссий в Украине, если начнется горячая фаза конфликта?
— Они будут эвакуироваться. Их выведут из-под прямого удара и приложат все усилия, чтобы не было прямого боевого контакта с россиянами.
— Насколько высока вероятность участия в конфликте западных частных военных компаний, которые официально не будут зависеть от государства?
— Это вполне возможно. Опыт Афганистана, Ирака, Сирии показывает возросшую роль частных военных компаний. В США самая известная – Academi, которая ранее носила название Blackwater.
Также и Россия не будет действовать методами войны ХХ века, когда основную роль на поле боя играли мощные механизированные армейские группы в составе танков и самоходной артиллерии. С российской стороны также будут действовать частные военные компании, а правительство РФ будет утверждать, что это всего лишь добровольцы.