14:25 12/06/2014

Александр Кондрашов: «Конституционная реформа должна через референдум получить вотум доверия народа»

Состоявшиеся в Украине выборы Президента предоставили новой власти уникальный, и, пожалуй, единственно верный шанс прекратить кровавое противостояние, услышать все регионы, внести изменения в Конституцию и, наконец-то, начать отстраивать экономику. Процесс – более чем ответственный. На карте – судьба Украины, как таковой. На тему децентрализации власти и предоставления самых широких полномочий органам местного самоуправления сегодня ведется активная дискуссия в политических, общественных и экспертных кругах. Кабмин уже подготовил концепцию реформ, которую, планируется вынести в Раду после обсуждения ее основных принципов Петром Порошенко с населением Донбасса. По мнению Президента, децентрализация должна базироваться на опыте Польши, в которой на фоне расширения полномочий региональных общин произошла территориальная реформа, в результате которой количество воеводств уменьшилось с 49 до 16. В свою очередь, премьер-министр Украины Арсений Яценюк подчеркнул необходимость выборности губернаторов, что также не противоречит польской модели. Насколько удачна и приемлема для Украины окажется предлагаемая властью модель, можно будет судить по конкретным деталям и механизмам реализации документа. Однако, все без исключения эксперты солидарны во мнении – конституционная реформа должна стать предметом всеукраинского референдума. Настаивает на этом и доктор наук по государственному управлению, начальник Главного управления Министерства доходов и сборов в АР Крым Александр Кондрашов, который откликнулся на нашу просьбу поделиться собственными взглядами на тему первостепенных задач власти по примирению украинцев и сохранению территориальной целостности страны.

Досье: Кондрашов Александр Николаевич. Родился 12 августа 1974 года в Киеве. В 1996 году окончил Киевский международный университет гражданской авиации по специальности экономист, в 2002-м – Академию государственной налоговой службы Украины по специальности правоведение. Доктор наук по государственному управлению. Государственный советник налогового и таможенного дела 3 ранга. Заслуженный экономист Украины. Награжден государственными наградами и знаками отличия. Трудовой путь начал в 1997 году на должности старшего инспектора налоговой милиции и прошел его до начальника Главного управления Миндоходов в Крыму. Свободное время посвящает науке и спорту. Автор научных монографий, учебных пособий, член специализированных научных советов Донецкого национального университета МОН Украины, Академии муниципального управления в Киеве.

— Насколько, на Ваш взгляд, актуален вопрос скорейшей децентрализации власти на Конституционном уровне. Можно ли сегодня вообще говорить о каких-то политических реформах, когда страна де-факто охвачена огнем гражданской войны?

— Нужно правильно расставить акценты. Начнем с того, что гражданская война – это следствие многочисленных проблем и брешей в системе государственного управления, которые росли, как снежный ком на протяжении всех 23 лет независимости Украины. Это – свидетельство тому, что народ больше не мог жить по-старому, а власть не хотела управлять по-новому. К сожалению, у политиков страны не хватило ни опыта, ни воли, ни мужества предотвратить то, что мы видим сегодня. Мы не смогли предупредить кровопролитие и территориальный раскол общества путем грамотных, комплексных, целевых реформ в системе административного государственного управления, открытого и понятного диалога с обществом, основанного на признании и всесторонней поддержке самоидентификации каждого региона, расширении полномочий территориальных общин, понятных и приемлемых для всех граждан постулатах многонационального фактора украинского государства. Мы не должны были делить население страны по языковым, религиозным, территориальным признакам. Это была роковая ошибка. Мы не должны были закрывать глаза на вопиющую несправедливость при формировании и распределении государственных средств в рамках межбюджетных трансфертов. Мы не должны были бездумно отбирать все больше из года в год у промышленных регионов заработанные средства на фоне совершенно непрозрачной дотационной политики иных областей. Я не хочу обидеть Западные регионы. Я лишь констатирую факт, что тотальный разгул коррупции вгонял все без исключения территории в бедственное положение. Ведь ни для кого не секрет, что большая сумма дотаций и государственных субвенций попросту разворовывалась, как на государственном, так и региональном уровнях.

Именно по этой и многим другим причинам в Украине сегодня сложилась крайне опасная ситуация. Но, именно эта ситуация и сигнализирует новой власти о том, что откладывать с кардинальной сменой принципов государственного управления больше нельзя. Конституционная реформа, основанная на открытом и тесном диалоге с людьми, крайне необходима. И чем скорее – тем лучше. У нового Президента есть большой шанс не только спасти страну, но и начать реальные, совершенно новые преобразования во всех сферах жизнедеятельности, в том числе, социально-культурной и политико-экономической. Но для этого, безусловно, в стране должна перестать литься кровь. Без этого сделать что-либо будет невозможно. Украина рискует попросту исчезнуть с карты мира.

— Петр Порошенко предлагает провести децентрализацию власти по польскому варианту. Приемлем ли на Ваш взгляд такой вариант для Украины? Игорь Коломойский уже пытался провести референдум по слиянию Донецкой и Луганской областей с Днепропетровской. Чем все это закончилось известно всем?!

— Моделей может быть множество. Их много уже сегодня. Но, это второстепенный вопрос. Главный же заключается в том, какую модель выберет народ Украины, и не перекрутят ли эту модель политики на стадии ее воплощения под свои личные интересы. Вот в чем вопрос. Если, к примеру, Луганская и Донецкая области захотят объединиться, а власть будет насильно навязывать территориальное единство, к примеру, с Днепропетровской областью, какой бы ни была безупречной модель децентрализации на бумаге, в реальности окажется, что грош ей цена. Аналогичный результат получится и в том случае, если, к примеру, закарпатских русинов попытаются силой втянуть в территориально-административные границы с Галичиной. Если же власть учтет и поставит в приоритет волеизъявление территориальных общин, какая бы ни была модель децентрализации, будь-то польской или румынской, она будет воспринята обществом и позволит сохранить единство Украины.

Власть должна научиться доверять и не обманывать регионы. И только тогда регионы будут доверять и не обманывать власть. Проще говоря, нельзя изначально навязывать обществу какую-то единую модель государственных преобразований. Эта модель должна быть сформирована вначале людьми по итогам всеукраинского референдума. Именно референдум должен стать первичным звеном, а уж модель государственно-административного устройства – вторичным. Это очень важный нюанс!

В организационном плане, на мой взгляд, на этапе подготовки плебисцита необходимо сформировать несколько рабочих групп, с привлечением широкого круга специалистов, которые провели бы предварительную социологическую работу в каждом регионе. Итогом этой работы должны стать несколько обобщенных моделей децентрализации, которые будут внесены в бюллетени для голосования. Та, за которую проголосует большинство граждан страны, должна лечь в основу изменений Конституции Украины. Причем, комплекс этих изменений, должен также пройти процедуру общественных слушаний, чтобы внести филигранные правки. Только с учетом такого подхода можно рассчитывать на установление в стране мира и гражданского взаимопонимания. Впрочем, я абсолютно согласен с базовыми принципами реформ, которые предлагаются Петром Порошенко, Арсением Яценюком и другими политиками. По большому счету, суть предложений во многом одинакова.

— Есть ли у Вас собственная формула административно-территориального устройства Украины?  — Безусловно. В числе прочего, о чем я уже сказал, основными принципами децентрализации должны, на мой взгляд, стать следующие критерии.

Начну с того, что Украина должна остаться унитарным государством с парламентско-президентской формой правления. Однако в Конституции должна быть закреплена двухпалатная система высшего законодательного органа. А при парламенте должен быть создан Совет Национальностей, который будет наделен правом законодательной инициативы. Верхняя палата парламента, или Совет регионов, будет состоять из 27 депутатов – по одному представителю из каждой области. Депутаты должны избираться сроком на 5 лет методом прямого тайного голосования по мажоритарной системе. Численность Нижней палаты составляет 200 депутатов, которые избираются по открытым партийным спискам на тот же срок. Нижняя палата принимает законы, а Верхняя их утверждает. Таким образом, законы считаются принятыми только после подписания председателем Верхней палаты. Он же будет иметь и право вето. Проходной барьер в нижнюю палату должен быть снижен до 3%, что позволит демонополизировать электоральное поле, расширить возможности прохождения в законодательный орган страны партий среднего звена, представляющих интересы различных социальных и языковых групп населения, и таким образом, активизировать политическую активность избирателей. Если говорить о Совете Национальностей при Верховной раде, в его состав должны войти представители национальных общин, легализированных действующим законодательством, которые получат право законодательной инициативы.

Президент является Гарантом Конституции, Верховным Главнокомандующим. Он несет персональную ответственность за внутреннюю и внешнюю безопасность государства, отвечает за соблюдение баланса всех ветвей власти, представляет интересы государства на международной арене.

Областные советы должны стать центрами представительской и нормативообразующей власти в регионах. Главы областных советов должны избираться поименным голосованием депутатов. Избранный глава областного совета автоматически возглавляет и региональный исполнительный комитет. В свою очередь, областные государственные администрации ликвидируются. Теперь, самое главное. В основу бюджетной политики должен лечь принцип

формирования бюджетов «снизу-вверх». Парламент утверждает проект государственного бюджета, который разрабатывается Кабинетом министров на основании сведенных показателей региональных бюджетов и возможностей региональных секторов экономики. Главным принципом бюджетной реформы должен стать принцип – 50% налогов и сборов остается в регионах, 50% — отходит государству. Таким образом, регионы получат право самостоятельно формировать расходную и доходную части бюджетов. Это даст право местным общинам самостоятельно решать, на какие проекты тратить деньги, не спрашивая разрешения у Киева, и не дожидаясь подачек в виде субвенций, которых, как обычно, не хватает для осуществления задуманного.

— Вы специалист в вопросах налогообложения. Какие изменения, на ваш взгляд, должны произойти в данной сфере, чего ждет от конституционной реформы и децентрализации власти бизнес?

— Используя опыт передовых стран, необходимо унифицировать систему налогообложения, свести к минимуму администрирование. Количество налогов должно сократиться до 4-5. Кроме того, общая процентная ставка налогообложения должна стать интересной для масштабных инвестиционных проектов и приемлемой для представителей малого и среднего бизнеса. Для последней категории налогоплательщиков, я бы рекомендовал ввести максимально фиксированный налог с неизменной в течение 5 лет оптимальной ставкой. Предприниматели устали ждать понятного налогового законодательства. Действующий Кодекс прописан очень сложно. В нем – масса спорных и противоречащих друг другу норм.

Мы должны кардинально изменить государственную политику в сфере налогообложения. Украина должна отойти от приоритета изъятий к практике государственного стимулирования накопления бизнесом оборотных средств, всесторонней поддержке развития внутреннего рынка. Мы должны понять простую и логичную цепь фактов – если малый и средний бизнес будет развиваться, у населения станет больше денег. Соответственно, люди смогут покупать больше товаров, что вернется бизнесу дополнительным финансовым ресурсом для развития. В итоге будет больше отчисляться налогов в региональные бюджеты и государственную казну. Проще говоря, власти стоит научиться смотреть в завтрашний день, а не жить исключительно текущим моментом. В эзотерическом плане, это, безусловно, хорошо. Но в экономике, принцип «все здесь и сейчас» не работает. Увы.

Читайте также по теме