Историк моды Александр Васильев родился 8 декабря 1958 в Москве. Является мастером на многие творческие руки: коллекционер, декоратор интерьеров, театральный художник, автор книг, преподаватель, руководитель Московской академии моды. Долгое время работал в Париже, читает лекции на 4 языках. А сейчас наиболее известен как ведущий программы Первого канала «Модный приговор». С ним "ГолосUA" решил поговорить о вкусе, моде и стиле.
— Александр, кем или чем определяется стильность?
— Законами стиля — они прописаны в эстетике каждого времени. И то, что считалось стильным в 1950, не считалось таковым в 1970; то, что было стильным в 1990, не является таковым сейчас. А законы стильности регулируют, конечно, тенденции моды. И, безусловно, стильные женщины XIX века совсем не похожи на женщин, например, ХХ века. И все вместе они совсем не похожи на стильных людей XXI века. Конечно, эстетика все время меняется, мода очень подвижна, она зависит от вех в истории, политики, экономики, культуры, искусства, от технологических процессов.
— Вкус и стиль — это врожденное или воспитываемое?
— Это совершенно разные вещи. Вкус не имеет никакого отношения к стилю. И стиль не имеет никакого отношения к моде. Вкус — это прирожденное чувство, которое воспитывается с молоком матери и передается на генетическом уровне так же, как и слух. Есть люди, которые родились без слуха. Можно ли развить его? Можно, но вам не достанется места ближе, чем в пятом ряду хора. Вкус можно развить, читая книги, посещая музеи и выставки, глядя на природу, потому что в природе нет безвкусной бабочки или козы — все они сделаны Богом со вкусом. Можно научить приемам стиля. Например, стилисты вам могут создать определенный образ, какую-то типичную прическу, какие-то определенные цветовые сочетания в одежде. И если вы будете следовать этим советам, то у вас будет некий панцирь, который вас будет защищать от нападок общества. Вам придумают форму очков или обуви, стиль платья или размер сумки. Я считаю, что вкус — это, безусловно, врожденное качество, которое, как правило, прививается в семьях, где родители со вкусом. Работать над этим можно, но виртуозом вы не станете никогда. Это мое твердое убеждение.
— Говорят, что людей встречают по одежке. Как вы интерпретируете эту пословицу? По какой именно одежке?
— По ее качеству, цвету, форме. В первую очередь мы смотрим на силуэт человека – он определяет, скажем, возраст, его аппетиты, его интересы к спорту или йоге… Одежда определяет не только личность человека, но и его финансовые возможности, национальность, местожительство. Ведь, например, в Украине существует такое понятие «украинской гламур». Это особенное отношение к моде, это страсть к личной некрасивости, к позолоте.
— Что вас привлекает в программе «Модный приговор»?
— Я помогаю не одной даме, а миллионам женщин, когда они слышат доброе слово, особенно со стороны мужчины. Потому, что если бы на моем месте в судейском кресле сидела женщина, передача никогда не имела бы такого же успеха. Украина и Россия — страны с огромным дефицитом мужского внимания. По статистике в России приблизительно 45% мужчин и 55% женщин. А в Украине женщин на 3.5 миллиона больше мужчин. И если из существующего количества мужчин вы отнимете всех подростков до 15 лет и мужчин после 65 лет, всех больных простатитом, заключенных, умалишенных, алкоголиков, нетрадиционной ориентации и социально нестабильных, то женщины остаются с небольшим количеством. Поэтому для них мужское внимание в программе «Модный приговор» очень важно: «А что скажет мужчина, как он оценит мой внешний вид, как он ко мне отнесется, как он меня оценит, как он меня преподнесет обществу?»
— Создается впечатление, что все дамы уходят с программы довольными…
— Не все, бывают и недовольные. Их немного. Они даже забирают вещи, которые сами подобрали в магазине, и которые, как правило, неудачны. Это женщины, которые стремились к рекламе — они хотели показаться на Первом канале и получить бесплатную одежду. А бывают просто женщины с плохим характером, которым, как бы их не постригли и не перекрасили, все не нравится.
— Есть женщины, которые каждое утро смотрят на себя в зеркало, и говорят: «Боже, глаза б мои не видели…»
— Это дурацкое отношение. Надо научиться любить свое отражение в зеркале. И оно должно быть обязательно в пол, потому что очень многие женщины смотрят только на верхнюю часть своего тела, и не видят, какой ужас представляет нижняя. Поэтому надо видеть все, и постараться полюбить все. И самое главное — когда женщина видит свои недостатки, она никогда, ни при каких ситуациях не должна показывать это любимому мужчине. Все беды начинаются с того, что она говорит: «Ну, посмотри, какая я уродливая, старая и ужасная…» Даже если муж до этого видел в ней прежнюю прекрасную и молодую, вдруг он начинает смотреть на нее реальными глазами. И если он и так уже ходил налево и направо, то теперь просто сделает эти походы своим кредо жизни. Поэтому ни в коем случае женщине нельзя так говорить ни мужу, ни подруге. Только священнику на исповеди.
— А стилисту?
— Никогда в жизни! Она может спросить: вы можете сделать меня еще лучше? Но не надо говорить, что я была такая уродина, а сейчас вы сделали из меня королеву. Во-первых, королевой она никогда не станет, королева должна иметь земли и подданных, а у нее этого нет, и никогда не будет. Все наши девушки хотят быть принцессами, а все женщины — королевами. А кто же будет подданными? А кто пол будет мыть?
— Насколько часто к вам обращаются друзья за советом?
— Всю мою жизнь. Я стараюсь советовать многим людям и, в общем, мы находим общий язык. Много друзей не бывает. У меня огромное количество знакомых, приятелей, коллег и огромное количество виртуальных друзей в соцсетях. Только в «Одноклассниках» у меня 87 000 одноклассниц! И причем почти все пишут «Я его лучшая подруга» и даже «Бывшая жена». Мне, неженатому, удивительно, что у меня было и есть 253 «жены» — какой-то гарем!