Алла Александровская – многолетний депутат парламента от КПУ, секретарь бюджетного комитета и просто смелая женщина, которая всегда говорит правду. Наш разговор мы начали с бюджета, а закончили – прогнозом на будущий год…
— Премьер Тимошенко постоянно всем обещает денег. Но где их взять при пустом бюджете? Тот же миллиард на грипп, например…
— Да, сегодня критически большой дефицит бюджета. Даже кредит МВФ используются порой напрямую для финансирования его отдельных статей. То, что раньше никогда не допускалось по самой логике действий МВФ. В этих условиях, что-то обещать, мягко говоря, легкомысленно.
Если говорить о преодолении эпидемии гриппа, то мы, коммунисты, голосовали за выделение 1 млрд. грн. Но нынешняя ситуация с эпидемией — это колоссальный промах правительства, который оно не хочет признавать, поскольку Юлия Тимошенко вообще не признает своих ошибок.
Парламентский комитет по вопросам здравоохранения еще летом обращался в Кабмин с предупреждением: нужно быть готовыми к эпидемии. И во время обсуждения в Верховной Раде стало известно, что деньги на эти цели выделялись. Но мер не принято, мы оказались перед угрозой, от которой погибли уже сотни людей.
Кабмин якобы ведет борьбу за деньги для преодоления эпидемии, отвлекая внимание от хаоса в системе здравоохранения. Любая сфера жизнедеятельности человека должна регулироваться системно, постоянно и непрерывно. Тем более, если говорить о здравоохранении. У нас должно быть оборудование, способное выявлять заболевания, особенно, если они могут носить массовый характер. Должен быть перечень лекарств и всем понятная, известная в Украине методология лечения.
Но при рассмотрении этого вопроса в Верховной Раде выяснилось, что по всей стране — только две лаборатории в Киеве, способные диагностировать вирус. А препарат "Тамифлю", на который потрачены основные средства, эффективен лишь в первые два дня заболевания. Что получается? Человек заболел в Харькове, Луганске, Львове. Анализы везут в Киев, пока результаты возвращаются назад, лечить этим препаратом бессмысленно. Так что эпидемия гриппа продемонстрировала несостоятельность правительства, которое не может обеспечить системную работу здравоохранения, даже если удается изыскать средства для его финансирования.
— Не менее острая тема: нужно или нет выделять средства из бюджета на соцстандарты? Ведь он тогда треснет…
— Исходим из того, что экономика Украины переживает кризис. Процесс этот перманентный. Преодолеть кризис можно, если мы будем наращивать выпуск продукции, которая находит реализацию на внутреннем рынке, либо — уходит на экспорт.
Может ли быть реализован товар без покупательной способности народа? Конечно, нет. Повышая пенсии и зарплату самым нуждающимся, мы подогреваем спрос. Люди не будут "лишние" 100 грн. класть в ящик тумбочки. Они купят на эти деньги или кусок хлеба, или стакан молока ребенку. Смогут оплачивать коммунальные услуги. Таким образом, деньги снова возвращаются в экономику.
Меня удивляет, что правительство Тимошенко этого не понимает и проводит политику замораживания зарплат любыми способами. И когда Кабмин заявляет, что нужно 40-70 млрд. грн. на повышение зарплат, и это, якобы, убьет бюджет, мы коммунисты, говорим — подождите, вы 20% от этой суммы тут же получите в виде платежей от подоходного налога. Остальное вернется через оборот.
— Тимошенко не отдает залоги за ОПЗ. Как с этим быть?
— Скажу коротко. Правительство по определению не должно быть мошенником. Потому что правительство, которое совершает мошеннические действия, подрывает авторитет не только лично свой (министра, Премьер-министра), а государства на международной арене. Это значит, что с таким государством не захотят иметь дело.
— Как контролировать выполнение обязательств инвесторами? Как заставить их не увольнять людей, платить зарплату?
— Очень просто. Если государство продает предприятия, то подразумевается, что это делается с целью повышения эффективности его работы, увеличения прибыли. И в случае повышения эффективности работы должна быть повышена и зарплата работающих на этом предприятии, создаваться новые рабочие места.
Все эти условия должны быть оговорены в договоре между Фондом госимущества и покупателем (инвестором). Если Фонд госимущества работает правильно, умно и грамотно, то все эти условия в договоре есть. Но, когда он работает плохо, не профессионально или не защищает интересы государства, то может совершить "ошибку" (фактически в интересах инвестора). Если же Фонд видит, что инвестор нарушает условия, он может расторгнуть договор и вернуть этот пакет акций или предприятие целиком в собственность государства. И такое право у него есть в соответствии с законами Украины.
— В продолжение темы — Петр Симоненко говорит об инвентаризации приватизированных предприятий. Для чего ее нужно проводить?
— Я — член специальной Комиссии по контролю за приватизацией Верховной Рады Украины. Недавно на заседании Комиссии мы рассматривали вопрос, связанный с "Александрияуголь". Это предприятие, занимающееся добычей бурого угля, было отдано в аренду и попросту разорено. Значительная часть основных фондов пропала или находится в нерабочем состоянии. Людей уволили без соответствующих записей в трудовых книжках. Остались долги по невыплаченной зарплате. Принято решение забрать его обратно у арендатора.
Но арендатор всячески этому препятствует и, в частности, сопротивляется инвентаризации. Мы обратились в Генпрокуратуру, которая должна провести расследование, установить виновных в том, что утрачено имущество, а виновные должны быть привлечены к ответственности, и материальной, и уголовной. Кстати, в качестве фирмы, которая довела "до ручки" "Александрияуголь" называет структуру, связанную с депутатом от БЮТ.
Или, скажем, в Харькове есть завод им. Шевченко. Его могут обанкротить: у него колоссальные долги. Но это предприятие оборонного комплекса может эффективно работать, выпускать современную аппаратуру, в том числе и для "Укртелекома", и для модернизации АЭС, в чем есть колоссальная потребность.
Но для этого правительство должно его загрузить. Оказать ему помощь, в том числе и финансовую. Но у меня впечатление, что наше правительство вообще не знает, что с этим предприятием делать и забыло о его существовании.
Таких примеров — очень много. Поэтому Петр Николаевич правильно говорит: у нас должна быть проведена полная инвентаризация. И не только для того чтобы установить, что уже утрачено. Но и для того, чтобы понять какой потенциал у предприятий еще есть, что они могут производить и какая помощь им для этого нужна.
— В докладе Счетной палаты было сказано, что Кабмин многие средства расходует нецелевым образом. Как этого избежать?
— Да, факты нецелевого использования средств бюджета действительно есть. Часто они завуалированы. Один только пример. Законом о госбюджете на 2009 год создан Стабилизационный фонд. Идея хороша, так как эти средства нужны для развития экономики Украины, их использование должно способствовать преодолению кризиса. Но перечень отраслей и предприятий, которым выделяются средства Стабфонда завершается словами "та інше". Так вот на это "інше" уже выделены миллионы, которые к развитию экономики имеют очень слабое отношение.
Чтобы избежать "вольного" обращения с финансами государства, нужен, в том числе, и парламентский контроль. Но, к сожалению, наш бюджетный комитет в большинстве своем состоит из членов БЮТ и "Нашей Украины". Они поддерживают все предложения Тимошенко, относясь к ним, конечно же, некритически.
— Не секрет, что в нынешнем году максимально израсходованы все ресурсы государства по принципу "после выборов — хоть трава не расти". В связи с этим, какой вы можете дать прогноз на 2010 год?
— Действительно, миллиарды гривен налогов собраны авансом. Кредиты МВФ использованы преимущественно на нужды банковского сектора, для обеспечения возвратов полученных нашими банками зарубежных кредитов. Таким образом, мы "спасаем" западных кредиторов. Разве не видно было, что банки у нас занимаются элементарной спекуляцией: брали кредиты за рубежом под небольшие проценты и выдавали в Украине под значительно более высокие? Фактически можно констатировать, что погоня за прибылью отдельных олигархов поставила на колени всю финансовую систему Украины. И весь народ пострадал — проценты ведь ему платить. И коммунисты предупреждали о такой опасности!
Есть два варианта развития событий. Первый — позитивный: если президентом становится коммунист. Присутствие на этой должности человека левых взглядов стабилизирует ситуацию. Президент-коммунист не будет обслуживать интересы конкретных фамилий. Будет обеспечено развитие экономики, расширение производства, повышение зарплат и установление справедливого отношения к простым людям. Петр Симоненко станет гарантом всех этих процессов. Это позитивный сценарий.
Негативный прогноз: если государство возглавит человек, исповедующий либеральные взгляды. А это относится ко всем остальным кандидатам. Они говорят о защите государственных интересов, но защищают интересы кланов и свои личные. Так что, повторюсь, есть два сценария, два прогноза, негативный и позитивный, и выбор делать людям.