Анатолий Соловьяненко: «В 50 лет нельзя петь Джульетту»

Анатолий Соловьяненко – самый молодой главный режиссер Национальной оперы Украины за всю ее историю. Ему 33, и этот харизматический возраст дает возможность по-новому взглянуть на театр, найти точки соприкосновения классики и современности. Сын великого тенора Анатолия Соловьяненко достойно несет имя своего великого отца, продолжает его принципы служения сцене. И здесь часто приходится быть жестким, требовательным и даже категоричным. Но, такова театральная судьба с ее неумолимыми законами служения красоте и искусству.
«Нужно восстанавливать связь поколений»
— Анатолий, с какими достижениями и планами Национальная опера входит в 2014 год?
— Театральное летоисчисление начинается с новым сезоном, то есть с осени. Поэтому до Нового года мы уже успели осуществить серьезный проект– поставили оперу Римского- Корсакова «Сказка о царе Салтане». Проект оказался суперуспешным: впервые за историю театра спектакль отбил постановочный бюджет за полтора месяца. «Салтан» идет при аншлагах, как в дневное так и в вечернее время и стал спектаклем для зрителей любого возраста, хотя изначально мы планировали его для маленьких зрителей, которые, в будущем, надеемся, станут нашими преданными почитателями. Так сложилось, что детские балеты в театре ставились, а вот опера этим похвастать не могла. Поэтому была утрачена связь поколений. И теперь мы ищем пути, как ее возобновить. Спектакль наполнен самыми современными эффектами — мультипликацией и компьютерной графикой, в него введен ряд танцевальных эпизодов, раскошное оформлении и костюмы создала Мария Левитская. В позапрошлом сезоне поставлена опера «Наталка Полтавка», которая также видоизменилась в плане динамичности действия, в нее введены яркие хореографические и фольклорные эпизоды, в то же время сокращены сцены, тормозящие развитие сценических событий. Этот спектакль ориентирован на старших школьников и тоже стал успешным, а это еще раз подтверждает, что современный зритель хочет видеть яркое и интересное «шоу» — в хорошем понимании этого слова.
— Но ведь репертуар оперных театров всего мира похож…
— Да, это в первую очередь оперная классика. Ведь все лучшее в этом жанре создано много лет назад Верди, Чайковским, Доницетти, Мусоргским, Пуччини… Поэтому афиша оперных театров держится на таких произведениях, как «Кармен», «Травиата», «Евгений Онегин», «Риголетто». И только небольшой процент отводится экспериментальным попыткам современных композиторов, которые никогда на долго не задерживаются в репертуарах. К тому же наш театр, в отличие от Мариинского и Большого, Ла Скала и Метрополитан не может рассчитывать на туристический поток. Там аншлаг будет делать любой спектакль, потому, что быть в Милане и не побывать в Ла Скала, означает не быть в Милане. Наш зритель, в основном, киевский, поэтому мы призваны поддерживать постоянный интерес к себе качеством нашей продукции и позитивными эмоциями наших зрителей, чтобы на один и тот же спектакль люди приходили несколько раз. Сейчас мы перестраиваем репертуарную политику. У нас есть спектакли, которые идут по 10 и более лет, и не теряют актуальности. Но, есть и постановки, которые не пользуются популярностью, хотя критика приняла их благосклонно. С болью в сердце их приходится снимать с репертуара. Есть только два реальных и объективных показателя успеха спектакля — количество проданных билетов и количество зрителей, оставшихся в зале после 1-го антракта. Вот сейчас мы готовим новую музыкально-сценическую версию «Запорожца за Дунаем» Гулака-Артемовского, которая тоже будет рассчитана на массового зрителя, возможно, впервые пришедшего на оперу.
«Украинское трудовое законодательство очень не досконально»
— В прошлом году ваш театр был на первых полосах газет не благодаря премьерам, а скандалам. Как сложилась судьба Абдуллиной?
— Это печально. Не знаю, чем руководствовался мой предшественник, когда пригласил ее в труппу. Как певица Екатерина Абдуллина была востребована мало, никак себя творчески не проявила. Задолго до моего назначения были сезоны, когда она вообще не выходила на сцену. Но украинское трудовое законодательство не разрешает уволить ее из театра, пока ребенку не исполнится 14 лет, ведь Абдуллина официально мать-одиночка. Ведь артистка, к примеру, может утратить способность петь или танцевать в результате травмы, полученной при родах. Конечно, три года декрета театр будет ее поддерживать, но в нынешней ситуации получается, что она получает почти такую же зарплату, как ее коллеги, которые постоянно на сцене. Разве это справедливо? Еще одна проблема — составы исполнителей — нас раньше на одну партию назначали по десять солистов и они выходили на сцену раз в сезон. Как быть в форме спортсмену, который подымает штангу один раз в год? Тоже самое и в опере или в балете – артист должен быть в постоянной форме, быть активно задействованным в репертуаре. А для этого на одной партии не должно быть больше трех солистов. И этого правила я придерживаюсь.
«Отец мне часто снится»
— Как влияет на активность артистов возраст?
— К сожалению, об этой проблеме не принято говорить. Но пенсионная реформа для людей искусства должна иметь свою модель. Не может балерина танцевать до 60 лет. И у оперных солистов тоже свои проблемы. К примеру, у артистки с сопрано репертуар ограничен партиями Джульетты, Джильды, Баттерфляй. Поэтому, как бы чудесно она ни пела в 50 лет, массовый зритель уже не хочет видеть ее в образе юной героини. У меццо-сопрано ситуация лучше – они могут петь мам, нянь, бабушек…Их век дольше.
— А у мужчин?
— Чуть лучше. Но вот тенор – это герой любовник, и после 55 лет ему тоже мало что остается из репертуара. А вот бас может петь и в 80. Увы, но есть жесткие правила для тех или иных голосов, и режиссер должен это учитывать. Аргумент: «Я народная артистка» здесь неуместен. Я также постоянно прошу артистов следить за своей внешностью. Зритель не хочет видеть Кармен с весом 85 килограмм, как бы она ни пела. Поэтому неизбежно наступает момент болезненного расставания: с обидами на театр и на руководителей. Но время творческого расцвета уходит, и к этому артистам нужно готовиться психологически, постепенно переходить на педагогическую работу. Многие певцы это понимают, и я отношусь к ним с уважением.
— У вас на стене портрет отца. Как бы великому певцу Анатолию Соловьяненко работалось вместе с сыном-режиссером?
— Отлично! Моя задача – создавать солистам максимально комфортные условия для творчества. А отец был профессионалом высочайшего класса, гарантом успешности любой постановки. Но он прекрасно знал все театральные проблемы: сам, в определенном возрасте, отказался от партий Альфреда в «Травиате», Рудольфа в «Богеме» и ряда других… Это пример мудрости великого артиста, который любит не себя в искусстве, а искусство в себе. Вообще, он мне часто снится, особенно, когда нужно принять какое-то сложное решение. Он дает мне совет, и я ему следую. И это всегда правильное решение.

Читайте также по теме