Архимандрит Лонгин: «К доверию медицине и правоохранителям в донорстве органов Украина должна еще дорасти»

Инициатива Министерства здравоохранения о введении в нашей стране презумпции согласия на посмертное донорство, то есть, возможности изъятия органов без согласия родственников умершего, всколыхнула все украинское общество. С просьбой прокомментировать духовную сторону этой проблемы корреспондент ГолосUA обратился к Архимандриту Украинской Православной Церкви (Московского патриархата) Лонгину (Чернухе).
-Отец Лонгин, как УПЦ МП относится к возможности введения презумпции согласия на посмертный забор органов умерших?
-С одной стороны мы знаем, что проявление любви в христианстве – это самопожертвование. В частности, когда люди отдают часть себя, в буквальном смысле этого слова. Например, почку, или какой-то другой орган, который, возможно, необходимо трансплантировать.
Но эта жертвенность должна быть добровольной, а не насильственной. Смысл жертвенной любви – именно в добровольности.
-Можно ли вводить подобное «новшество» в сегодняшней Украине?
-Если говорить в целом о нашем обществе – то мне кажется, что уровень нашей культуры, а так же уровень биоэтики сейчас достаточно низкие, чтобы вводить такие «крайние» законы. Это чревато злоупотреблениями, как злоупотребляют различными законами во многих сферах.
Поэтому мне кажется, что мы еще должны дорасти до того состояния, когда мы действительно сможем доверять медицине, правоохранительным органам, которые не будут злоупотреблять потенциальными донорами.
Пока, на сегодняшний момент Церковь говорит о том, что это небезопасно. Это – вопрос нравственного характера. К сожалению, мы пока не уверены в том, что не будет в этом плане произвола.
Еще раз хочу подчеркнуть, что жертвенность должна быть добровольной. Уважение к человеку должно сохраняться в обществе, как неотъемлемая часть нашей культуры, много столетий воспитывающейся на христианской духовности и нравственности. Ведь даже в светский период отношение к человеку, возможно, по инерции, было больше христианским.
Хочу подчеркнуть, что потребительское отношение к человеку очень опасно.
-Церковь сформирует какие-то рекомендации правительству по этому вопросу?
-У нас есть синодальный отдел, как раз занимающийся вопросами из сферы, где сопряжены жизнедеятельность Церкви и медицина. Есть и комиссия по биоэтике, которая этими вопросами занимается. И в социальной концепции нашей Церкви сказано о принципе донорства и о трансплантологии.
Естественно, Церковь будет выступать, предупреждать об опасности — насколько у нас хватает сил, какого-то авторитета в обществе. Мы об этом уже заявляем.
-С вашей точки зрения, с чем связано поднятие вопроса о презумпции согласия в трансплантологии именно сейчас?
-Это – вопрос «на засыпку» (улыбается). Я могу выразить только свое личное мнение. Мне кажется, что Украина, специально или нет, сейчас оказалась в ситуации, когда народ подвергается экспериментам – политическим, экономическим, социальным, в области науки, медицины и так далее. Из-за хаоса и определенной незащищенности людей становится возможным введение каких-то законов, в которых сами люди не компетентны, не осведомлены, не знают всей полноты проблематики. Возможно, каким-то силам интересно «лоббировать» такие решения– чтобы в будущем ими воспользоваться. Мне почему-то так кажется.
Хочу быть политически корректным. Но в стране происходит какой-то произвол, что-то непонятное во многих сферах, областях существуют двойные стандарты, и они остаются безнаказанными… Об этом говорят многие люди, кто-то осторожнее, кто-то смелее. Этот голос пока слабо слышен, но, тем не менее, он есть.
-Если власть не прислушивается к обществу, она может услышать голос Церкви?
-Хотелось бы в это верить. В то же время Церковь, официальные ее представители – это люди. И у нас нет совершенно готовых ответов, «рецептов» на любые случаи жизни. Мы тоже должны сначала осмыслить происходящее, оценить, проанализировать – чтобы не было каких-то заявлений, граничащих с кликушеством, с элементарной безграмотностью в той или иной сфере. Поэтому мы изучаем этот вопрос. И, к сожалению, это не быстрый процесс.
На протяжении последних трех лет особенно часто говорится о трансплантации, о злоупотреблениях в этой сфере. И все упирается в нравственные вопросы – вопросы человеческого эгоизма, сребролюбия, вопросы нечестности, лжи, наживы.

Читайте также по теме