Глава Административного аппарата Киевской Митрополии УПЦ, Архимандрит Виктор (Коцаба) рассказал о Крестном ходе, который УПЦ приурочила ко дню памяти святого князя Владимира.
— Отец Виктор, Крестный ход, который инициировала УПЦ, уже приобрел довольно резонанс. Какова его цель?
— Главная цель любого Крестного хода – это молитва. Мы, христиане, уверены, что молитва должна быть сопряжена с подвигом, с определенными усилиями. Конечно, речь идет не о каких-то физических упражнениях, а в первую очередь о духовных усилиях. Однако без труда, без подвига только духовных усилий может оказаться мало. Человек ведь существо духовно-телесное, а значит, когда мы говорим о целостности нашей природы, мы имеем в виду не только душу, но и тело.
С другой стороны, Крестный ход – это мощное средство борьбы со злом. Исторических примеров того, как после такого события прекращались различные беды – от моровых язв до войн – более чем достаточно. Поэтому вторая цель – прекращение войны.
Ну, и в-третьих, это, консолидация нашего общества – Крестный ход должен объединить, сплотить наше общество. И сделать это может только Церковь. Политика разъединяет, а молитва – объединяет.
— Как вам кажется, почему никто кроме УПЦ не стал больше инициатором такого мероприятия?
— Ответ простой: Украинская Православная Церковь – это реальная, настоящая Церковь нашего народа. В последнее время проводится очень много разных социологических опросов, которые говорят о том, что большинство наших сограждан поддерживают другие религиозные организации, а не УПЦ. Но кроме опросов есть ещё реальность. А она свидетельствует: истинные цифры в корне отличаются от «социологических». То есть, на самом деле Украинская Православная Церковь объединяет наш народ, одним из многих свидетельств чему и есть Всеукраинский Крестный ход мира, любви и молитвы за Украину.
— Насколько я понимаю, этот Крестный ход приурочен ко дню памяти святого князя Владимира. Почему?
— Опять же, по той причине, что именно князь Владимир сделал выбор в пользу той Церкви, которая смогла создать из разрозненных языческих племен единый народ, который, в свою очередь, построил мощное европейское государство. Это, кстати, говорит нам и том, что единственными ценностями, которые могут помочь нам стать полноправными членами современного цивилизованного мира, всегда есть и будут не так называемые «европейские» ценности, а ценности христианские. Только они способны преобразить как наш народ, так и нашу страну.
— Раз уж мы заговорили о князе Владимире, давайте вспомним о еще одном Владимире – Блаженнейшем Митрополите Киевском, внучатым племянником которого вы являетесь. Каким он видел путь развития нашего народа?
— Естественно, как христианин и пастырь Церкви Христовой, он не мог видеть иного пути, кроме того, который предложен в Евангелии. Он считал, что по-настоящему свою Родину может любить только тот, кто заботится о своем духовном совершенстве. То есть, наше общество состоит из отдельных людей, из каждого из нас. Значит, и преобразиться в лучшую сторону оно сможет только тогда, когда изменимся мы. Для этого нужны не более совершенные политические законы или системы, а исполнение заповедей Христовых. Таким образом, можно сказать, что Украину любит тот, кто любит Бога и исполняет Его заповеди.
Блаженнейший был человеком Церкви и свято чтил ее каноны и традиции. В этом он усматривал ту незыблемую основу, на которой строилось его церковное мировоззрение. Он служил самоотверженно той Церкви, которая дала целый сонм праведников – начиная от преподобных Антония и Феодосия Киево-Печерских и заканчивая преподобным Ионой Киевским и священномучеником Владимиром Богоявленским и другими новомучениками и исповедниками ХХ столетия.
— Насколько мне известно, Блаженнейший Владимир любил Афон. Есть много фотографий седовласого старца-митрополита на Святой Горе. Этот год также ознаменован 1000-летием пребывания древнерусского монашества на Афоне.
— Мне припоминается тот вдумчивый образ митрополита Владимира, когда он приближался к Святой Горе. Особое отношение у него было к современным нашим подвижникам на Афоне.
В этом году мы отмечаем не только 1000-летие присутствия древнерусских монахов на Афонской земле, но и молитвенно вспоминаем всех наших соотечественников, подвизавшихся на этом святом месте. А ведь наши с вами земляки основали на Афоне несколько знаменитых монастырей – это и Андреевский скит, и Ильинский скит и недавно найденный скит Черный Вир. Часто казаки после окончания своей военной карьеры уходили именно в эти афонские монастыри.
И понятно, что как Украина влияла на Афон, так и Афон влиял на Украину. Это влияние было взаимным и довольно ощутимым, потому что, по моему глубокому убеждению, в большой степени сформировало нашу духовную культуру. Взять хотя бы, к примеру, уроженца Полтавы преподобного Паисия Величковского – человека, который после Киевской духовной семинарии ушёл на Афон и принес оттуда традиции православного старчества, оказавшие влияние не только на украинскую культуру, но и на культуру соседних народов. Другими словами, если бы не было православного монашества, то не было бы не только Гоголя, но и Достоевского с Толстым.