Карантин по всему миру полностью парализовал авиаперевозки: от ограничительных мер страдают и компании, и туристическая сфера, а убытки исчисляются сотнями миллиардов. Что ожидает авиакомпании в будущем, кто не выдержит кризиса и когда ждать возобновления докризисных показателей – об этом ГолосUA расспросил эксперта авиационной отрасли Богдана Долинце.
— Как отреагировали авиакомпании на кризис и карантин? О каких убытках можно говорить сейчас?
— Об убытках можно говорить как в контексте мирового масштаба, так и в контексте Украины. Если говорить о мировом масштабе, то за последние два месяца, на середину апреля 2020 года, убытки оцениваются в масштабе более 300 миллиардов долларов только авиаперевозчиками. Это не чистые убытки, это недополученная прибыль.
О чистых убытках сказать гораздо сложнее. Некоторые компании более оперативно отреагировали на кризис, оптимизировав свои расходы, кто-то – менее оперативно. Какими были чистые убытки – более точные данные появятся к середине года. Пока что известна недополученная прибыль более 300 миллиардов долларов и эта цифра может меняться, если ограничительные меры будут продлены.
— А что можно сказать об украинских авиакомпаниях?
— Была информация по концу марта – началу апреля. В целом, убытки не только компаний, но и всей авиационной отрасли оценивались в сумме от 5 до 10 миллиардов гривен. При продлении карантина эта цифра будет только расти. Если говорить исключительно об авиакомпаниях, то учитывая, что авиакомпании несут около 500-600 тысяч долларов постоянных расходов в месяц из расчета на один самолет, а в активных полетах у нас около 100 самолетов с украинской регистрацией, то цифра убытков колеблется в районе 50-60 миллионов долларов в месяц. Эта сумма – фиксированный убыток украинских авиакомпаний. Убытки могут быть и выше, но это – та минимальная сумма, от которой можно отталкиваться.
— Еще в начале марта крупнейшая региональная авиакомпания Европы Flybe разорилась из-за коронавируса. Грозит ли другим компаниям закрытие и банкротство?
— Если говорить о стабильности компаний, то для компаний Европейского союза она самая низкая. Была опубликована информация, сколько компаний в разных странах могут продержаться в таком режиме карантина. Если по миру этот показатель составляет от 0 до 6-8 месяцев, то для европейских компаний эти цифры – от 0 месяцев до 5-6. При этом, часть компаний имеет средств на 2 месяца существования в таком режиме. Через 2 месяца компании остаются один на один со своими долгами и не имеют средств к существованию. Ведь финансовые ресурсы, которые они успели накопить раньше не безграничны, и наступает момент когд нет возможностей платить по контрактам и зароботную плату персоналу. Есть компании, которые начали частично заниматься грузоперевозками, но это – небольшой кусочек работ.
— Кто страдает больше – лоукостеры или классические компании?
— Самые большие компании – это, как раз, лоукостеры, у которых парки составляют сотни самолетов. Если говорить о финансовой стабильности, то лоукостеры как раз находятся в самой оптимальной зоне – за счет своей бизнес-модели, за счет того, что у них накоплено достаточно большое количество финансовых ресурсов. Лоукостеры сами владеют самолетами, соответственно у них нет необходимости оплачивать лизинговые платежи, чего не скажешь о классических перевозчиках. Которые, даже если самолеты стоят на земле, вынуждены платить лизингодателю. Поэтому лоукост-компании более стабильны в таких случаях, некоторые заявляют, что даже год могут прожить в таком режиме.
Но это могут быть не совсем объективные данные. Так, не учитываются затраты на содержание самолета. Самолет, даже если он стоит на земле, требует большого объема операций и процедур, чтобы содержать его в рабочем состоянии. Поэтому, если сравнивать лоукостеры и классические компании, то для лоукостеров этот порог прочности гораздо выше. Они более гибкие, и если мы посмотрим по лоукостерам, то после прекращения полетов большинство компаний сократили затраты на персонал. Некоторые компании вообще уволили персонал, некоторые – отправили в отпуск за свой счет.
— В Ryanair считают, что запрет на полеты продлится до июня. Если такой прогноз подтвердится, чем это грозит для авиакомпаний?
— Компании имеют какой-то объем денег, и чем дольше этот карантин продлевают, тем больше денег сгорает. Эти деньги не безграничны, и рано или поздно возникнет две ситуации: или авиакомпании не успеют найти источники для существования, и они станут банкротами, или они найдут другой путь – источник дополнительного финансирования. Есть яркий пример: авиакомпания Alitalia, которая находилась на грани банкротства, и после того, как было резкое сокращение авиаперелетов, фактически сразу государство ее национализировало, чтобы сохранить.
Если мы посмотрим на американскую модель, то там противоположная ситуация: государство не хочет быть собственником и понимает что будет менее эффективным собственником, поэтому они пошли путем обеспечения тех или иных государственных гарантий, льготного кредитования. Это делается для того, чтобы компании как-то сами выживали, и чтобы у государства не было необходимости напрямую вступать в этот бизнес.
— Смогут ли «выжить» туристические компании из-за карантина?
— Здесь все зависит от того, как долго будет продолжаться карантин. И даже после того, как ограничения снимут, нужно понимать, что сразу же объемы перевозок не вернутся к докризисному уровню. Анализ введения определенных карантинных мер ранее в мире показывает, что период восстановления может затянуться от 3-4 месяцев до 6 и более месяцев.
Таким образом, даже если карантин закончится в мае, перевозчики выйдут на предыдущие объемы перевозок только к зиме, даже ближе к ее концу в самом позитивном прогнозе. Это означает, что тот высокий пик сезона, в который перевозчики традиционно зарабатывают, пропустится, и они фактически выйдут в зиму, которая не очень богата с точки зрения доходов от авиаперевозки. Туристическим компаниям нужно будет планировать не то, как дожить до конца карантина, а нужно проработать стратегию, как выжить после карантина и дожить к следующему летнему сезону.
К слову, по состоянию на начало апреля, мировые убытки туристической индустрии оцениваются в более два триллиона долларов.
— Будут ли дешевые билеты после карантина или наоборот – все подорожает?
— Нужно понимать, когда закончится карантин и сколько компаний и как его переживут. От этого очень сильно будет зависеть «ландшафт» в этот период. Если много компаний переживут карантин и продолжат существование, то конкуренция сыграет свою роль и билеты будут не очень дорогими. Но ожидать того, что компании выйдут из карантина, проев финансовую «подушку», и будут включаться в жесткую тарифную войну, чтобы избавиться от конкурентов – маловероятно. Это могут позволить себе только лоукостеры, а классические компании не смогут позволить себе такую роскошь.
Если говорить по туристическому рынку, то тут возможна часть промо-тарифов. Сейчас многие туристические страны теряют огромное количество денег, особенно там, где доля туризма очень высокая – такие как Египет, Италия, Турция. Туда, скорее всего, туроператоры будут предлагать недорогие туры и промо тарифы, чтобы хоть как-то заполнить инфраструктуру. Если спрос не выстрелит, то им может быть более оптимально вообще законсервироваться до следующего сезона и это окажется экономически выгоднее.
— Наконец, что можно сказать об украинском рынке? Выживут ли наши авиакомпании и когда примерно могут открыть наши аэропорты?
— Все аэропорты мира, и наши в том числе, находятся в прямой зависимости от доходов авиакомпаний. Если авиакомпании не летают, то аэропорты не получают никакого дохода, они находятся в той же ситуации, что и авиаперевозчики. Аэропорты уже несут убытки и проводят максимальную оптимизацию расходов. Что касается возобновления их работы, то пока авиакомпании не возобновят полноценную работу, аэропорты продолжат нести убытки и стоять закрытыми.
Аэропорты хоть сегодня готовы обслуживать рейсы, просто авиакомпании не могут осуществлять этих полетов. Если говорить о полноценном возобновлении работы, то тут горизонт планирования составляет не менее полутора года для восстановления объемов перевозок.
Что касается авиакомпаний, то украинские находятся ничуть не в лучшем положении, чем авиакомпании Европы, иногда даже намного хуже. Связано это с тем, что некоторые ресурсы, такие как авиационное топливо у нас в разы дороже, чем в Европейском союзе. Если взять в пример ту же МАУ, то компания предварительно оценила свои убытки от остановки авиасообщения, и по итогам года они составят сумму в районе 60 миллионов долларов. Поэтому, если брать все украинские авиакомпании вместе взятые, то убытки по итогу года, скорее всего, превысят 100 миллионов долларов.