Министерство финансов Украины обнародовало отозванный 14 сентября из Верховной Рады проект государственного бюджета Украины на 2016 г. Доходы госбюджета были заложены в сумме 550 млрд 39 млн грн, расходы — 621 млрд 192 млн. Предельный объем дефицита государственного бюджета Украины определен в сумме 79 млнд 170 млн грн. Предельный объем государственного долга 31 декабря 2016 г. определен на в сумме 1 трлн 575 млрд 922 млн 312,9 тыс. грн. Также в проекте бюджета установлено, что в 2016 г. прожиточный минимум на одного человека в месяц с 1 января 2016 г. составит 1 тыс. 330 грн, с 1 мая — 1 тыс. 399 грн, с 1 декабря — 1 тыс. 496 грн. Минимальная заработная плата предусматривается: с 1 января — 1 тыс. 378 грн, с 1 мая — 1 тыс. 450 грн, с 1 декабря — 1 тыс. 550 грн. О том, как трансформируется проект госбюджета-2016 до его принятия и какие факторы на это повлияют, корреспондент ГолосUA узнавала у экономиста Бориса Кушнирука.
— Борис Борисович, насколько велик запланированный дефицит бюджета? И о чем свидетельствует этот и другие показатели главного финансового документа будущего года?
-Запланированный дефицит бюджета невелик. Но меня больше интересуют прогнозы по инфляции и курсу. Ведь, зная их, в зависимости от номинального ВВП, можно будет говорить и о номинальных доходах.
— Как можно оценить уровень доходной части бюджета?
—У нас часто некорректно рассчитывают доходы. Так, очень сложным вопросом является возврат НДС. Здесь правительство закладывает, фактически, два отдельных блока. С одной стороны, есть доходы от НДС, с другой — планируется возврат НДС. Но что делают с НДС? В прогноз ставят поступления по НДС, а возврат НДС заявляют, как фиксированную сумму. Затем не возвращают НДС, и, таким образом завышают показатель доходов. А реальные поступления от НДС — это прибыль минус возврат. То есть — играют в некорректные «игры», так как показатели доходной части бюджета — вещь прогнозная, она не может быть определена просто так. А вот расходная часть — это уже нормы, установленные законом. Манипуляции с НДС важны, так как поступления от этого налога составляют половину общих налоговых поступлений.
— Какие еще «подводные камни» существуют при формировании бюджета?
— Хотелось бы знать, что правительство будет делать с природной рентой, какими будут рентные платежи. Кроме этого, из доходной части в 2016 году должны были исключить доходы от Национального банка. Ведь были приняты изменения к Закону «О Национальном банке». В текущем году правительство получает авансовые платежи, фактически, еще до окончания года. Это ничто иное, как эмиссия.
—22 сентября Кабмин опубликовал принял распоряжение № 978-р «О начале процедуры реструктуризации государственного и гарантированного государством долга и его списания», что позволит юридически провести процесс реструктуризации долга. Эксперты утверждают, что произошло признание технического дефолта. Верно ли это?
—Это, на самом деле, технический дефолт. И мы не должны бояться случившегося, потому что он — управляемый. Вот когда начинается хаос, государство говорит: «Все, мы не смогли!», — уже неуправляемая ситуация. А если существует договоренность о процедуре рассрочки долга, я уже не говорю о списании его части — это, действительно, считается техническим дефолтом. В самом этом факте ничего ужасного нет. Агентство Fitch, с одной стороны, огласило, что снижает наш рейтинг до дефолтного, но при этом подчеркнуло, что после проведения реструктуризации пересмотрит его, исходя из нового подписанного договора.
— Эта ситуация может каким-то образом повлиять на формирование нового проекта госбюджета-2016?
Думаю, в правительстве исходят из того, что к моменту принятия бюджета на 2016 год это уже будет урегулировано. Что, в значительной степени, и будет определять логику бюджета-2016.
— В целом, каковы перспективы для экономики Украины в 2016 году?
-Считаю, что ситуация выглядит оптимистично, возможности для роста экономики есть. Однако есть несколько важных условий, при которых такой прогноз осуществится. Во-первых, нужно, чтобы не было усиления внешней агрессии, во-вторых — чтобы мы мы не скатились в пропасть политической дестабилизации, в-третьих — многое зависти от того, насколько корректной будет кредитно-денежная политика Нацбанка. На мой взгляд, она не дает пока экономике развиваться. При сокращении кредитования примеры экономического роста неизвестны.