14 февраля Кабмин одобрил законопроект об изменениях в госбюджет на 2015 год, согласованный с ключевым кредитором Украины – Международным валютным фондом. Ранее премьер-министр Арсений Яценюк заявлял, что законопроект об изменениях в госбюджет будет зарегистирован в ВР 16 февраля, а рассмотреть его необходимо на внеочередном заседании Верховной Рады, ориентировочно 25 февраля. О причинах задержки с внесением правок в главный финансовый документ страны и о том, какими они будут, корреспондент ГолосUAрасспросила экономиста Бориса Кушнирука.
-Борис Борисович, почему ВР откладывает внесение правок в бюджет?
-Думаю, что это сделать непросто, хотя Кабмин и обещал 16 февраля подать документ в парламент. Да и в самом законе про бюджет прописано, что до 15 февраля изменения должны быть внесены на рассмотрение ВР. Думаю, что через 1-2 дня они появятся в Раде. Но, возможно, эти правки еще не готовы, поэтому смысла созывать парламент 25 февраля на внеочередную сессию по этому вопросу нет. Для того, чтобы их рассматривать на заседании ВР, они должны быть предварительно обработаны в парламенте, а на это – мало времени.
-Каким может быть результат такой задержки?
-Это плохо, так как оттягивает поступление в Украину транша кредита Международного валютного фонда. Они будут давать деньги только под исполнение обязательств.
-Какие изменения в бюджет могут быть внесены?
-Это уже известно: главные вопросы связаны с сокращением государственных расходов, в совокупности, на 60 млрд. грн. При этом на 11,5-12 млрд. планируется увеличить расходы на субсидии, в связи с тем, что с 1 апреля будут кардинально повышаться тарифы на отопление. Очевидно, что повышенные тарифы «заработают» только со следующего отопительного сезона, но уже с 1 апреля их уже обязаны компенсировать. То же и с газом. Если по отоплению речь идет о процентах, то на газ цена будет поднята в разы. Видимо, по этому поводу есть дискуссия.
Да, задержка с подачей бюджетных правок – это плохо. Но надеюсь, что этот вопрос смогут урегулировать в течение 1-2 суток.
-Как это повлияет на запланированный дефицит?
-Его должны сократить.
-А каким он может быть в бюджете-2015?
-Не готов сейчас говорить об этом. Но философия такова: расходы бюджета сокращаются, при этом выделение средств на субсидии, наоборот, должно вырасти. Получается, нужно уменьшить расходы, фактически, не на 60, а на 72 млрд. грн., чтобы выйти на запланированную цифру сокращения.
Кроме этого, должны вырасти доходы бюджета — за счет того, что заложен больший уровень инфляции, 25%, из которых не менее 7-8% связано с ростом тарифов. Это – не только рост коммунальных тарифов, но и подорожание транспортных услуг. Увеличиться цена, а, значит, и размер НДС. За счет этого собираются получить дополнительно около 20 млрд. грн. Но это только «на слух», хотелось бы эти цифры увидеть на бумаге, в самом законопроекте.
-По поводу курса доллара: в бюджет первоначально закладывали 17 грн за долл., премьер-министр уже заявил, что среднегодовой курс составит 21 грн. за долл. Как будет на практике?
—Думаю, что бюджет пересчитают, исходя из курса 21-22 грн. за долл. Это важно по нескольким причинам. В связи с тем, что рост цен на газ не полностью переложат на плечи населения, это приведет к увеличению «дыры» в НАК- «Нафтогазе». В таком случае потребуется больше средств на дотацию. Кроме того, рост курса позволяет, в некоторой мере, увеличить размер НДС при импорте, а также — пошлин. Так что по этим показателям мы увидим некоторый рост.
Увеличение социальных трансфертов, соцвыплат и зарплат, закладывают только с 1 декабря текущего года. Фактически, на протяжении всего года это никак на бюджет влиять не будет.
-Аналитики утверждают, что для спасения банковской сферы нужно будет дополнительно урезать социальные программы. Так ли это?
-Я бы не говорил о существовании прямой взаимосвязи. Проблемы банковской системы возникли в связи с тем, что еще до кризиса 2014 года у нас около 100 банков имели убытки, значительно превышающие их собственный капитал. То есть, фактически, были банкротами. Их просто не ликвидировали, закрывая на это глаза, делали вид, что не замечают кредитов, которые они выдавали.
Да, 1-2 системных украинских банка спасать придется, возможно, и с помощью отдельного транша МВФ. Вероятно, что государству нужно будет «входить» в капитал этих финучреждений, на что понадобятся дополнительные средства. Кроме этого, возникает вопрос об увеличении Фонда гарантирования вкладов. 20 млрд. грн., заложенных на эту цель, очевидно, для выплат окажется недостаточно. Это, действительно, потребует дополнительных средств.
В целом же, наиболее важны реформы энергорынка (газового и электроэнергии), прозрачность и сбалансированность бюджета, а также — решение проблем банковской системы.
-Произойдет ли обещанная децентрализация средств?
-Децентрализация средств не относится напрямую к вопросам бюджета. Она должна быть реализована в рамках реформ, в том числе, и конституционной. Но эти изменения необходимы, чтобы исправить экономическую ситуацию в стране.