По сообщению Госстата, базовая инфляция (базовый индекс потребительских цен) в Украине в марте 2015 года, по сравнению с предыдущим месяцем, ускорилась до 10,8% с 5,4%, зафиксированных ранее. В целом, за 2014 год этот показатель составил 19,8%. За три месяца текущего года, с января по март, по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, инфляция равнялась 34,7%. При этом, Кабинет министров Украины рассматривает три сценария развития экономики страны в 2015 году: пессимистический — с падением ВВП на 11,9% при инфляции 42,8%, и два более оптимистичных сценария — с падением экономики в диапазоне от 5,5% до 8,6% при инфляции в диапазоне от 26,7% до 38,1%. О причинах ускорения роста базовой инфляции корреспондент ГолосUA побеседовала с экономистом Борисом Кушнируком.
— Борис Борисович, почему экономисты обращают внимание на рост именно этого показателя, базовой инфляции?
— Дело в том, что существует ряд товаров, колебания цен на которые практически не зависит от монетарной ситуации на рынке. Пример — нефть и нефтепродукты. Их стремятся исключить из расчета ценовой динамики для «очищения» показателя.
— Каковы причины ускорения базовой инфляции в марте текущего года?
— Это — объективный процесс. В Украине в декабре-феврале текущего года произошла довольно значительная девальвация гривны. И мы не могли не получить, через определенный промежуток времени, «отражение» этого фактора на цены.
У нас практически во всех товарах есть импортная составляющая. При девальвации национальной валюты у производителей растут расходы. Но они все это не могут «переложить» на цену одномоментно.
— Что это означает?
— В результате мы получаем эффект, вызванный так называемой «инфляцией расходов». Она не связана с тем, что Национальный банк постоянно печатает деньги. К слову, в последние месяцы НБУ довольно осторожно делает это. Более того, денежная масса даже сокращается, и количество наличных на руках тоже не увеличивается. Иными словами, нельзя сказать, что существует монетарная причина для инфляции.
— То есть, главная причина продолжающегося роста цен — инфляция расходов?
— Инфляция расходов связана с подорожанием валюты. Она приводит к росту потребительской инфляции. И мы еще будем наблюдать, по меньшей мере, один-два месяца рост цен, вызванный именно девальвацией гривны. Лишь потом этот фактор исчезнет.
Однако на смену ему придет новый, связанный с административным повышением коммунальных тарифов. Ведь газ, электричество, отопление на протяжении апреля-мая очень подорожают. Но они не входят в показатель базовой инфляции, поэтому мы получим инфляцию общую, не базовую: будем наблюдать очередной «скачок» цен. И это снова не монетарная инфляция, она не вызвана печатанием денег НБУ.
— Можно ли сказать, на какие товары и услуги цены вырастут больше всего?
— Больше подорожают те товары, в которых велика импортная составляющая. Это, например, некоторые виды пищевой продукции. Так, для производства шоколадных конфет закупаются какао-бобы и шоколад. К сожалению, учитывая нашу зависимость от импорта, мы чрезвычайно сильно ощущаем любые колебания курса.
Я довольно критически отношусь к тезису НБУ о том, что необходимо прийти к таргетированию инфляции. Этот метод хорош в странах, где нет такой зависимости от импорта. У нас же возникает не монетарная инфляция, а инфляция расходов. И влиять на нее монетарными методами не только неэффективно, но еще и вредно. Это «добивает» экономику.
— Что может приостановить инфляцию в наших условиях?
— Нацбанк должен совместно с правительством работать над двумя вещами. Это, в первую очередь, обеспечение стабильности национальной валюты. В противном случае происходит неуправляемая инфляция, так как она — не монетарная. Во вторых, нужно максимально благоприятствовать импортозамещению, то есть, сокращению влияния импорта на внутренний рынок. Иначе — страна остается слишком зависимой от того, что происходит с импортом, курсом и т.д.