В бюджете-2015 не предусмотрено повышение основних социальных параметров. Прожиточный минимум составит с 1 января 1176 гривен, а с 1 декабря – 1330 гривен. Минимальная зарплата с 1 января 2015 года будет равна 1218 грн, с 1 декабря — 1378 грн. Ликвидировано право выхода на пенсию за 1,5 года до достижения пенсионного возраста. Урезают и многие социальные льготы, в том числе, распространяющиеся на пенсионеров и ветеранов. О том, что действительно необходимо было бы сделать для «удержания на плаву» нашей экономики, корреспондент Голос UA беседовала с экономистом Борисом Кушнируком.
-Борис Борисович, насколько прожиточный минимум в 2015 году отвечает росту цен?
—Не отвечает, и все это понимают. Но ситуация в экономике настолько катастрофична, особенно с учетом расходов на войну, что правительство и урезало всю «социалку».
-Существовала ли альтернатива предпринятым мерам?
-У нас огромный дефицит бюджета, 8 миллиардов гривен. Я даже не уверен в том, что Международный валютный фонд захочет «финансировать» такой бюджет. Однако, по большому счету, нужно было «резать» не только по этим выплатам, но и по другим статьям расходов бюджета.
-Несмотря на замороженные минимальные зарплаты, снятие множества льгот для пенсионеров, ветеранов, нужна еще какая-то экономия?
-Вопрос состоит в том, что нужно «срезать». В первую очередь, необходимо было бы сократить, не столько по деньгам, как по оказываемому кумулятивному эффекту, функции и численность государственного аппарата. Это уменьшило бы расходы, связанные с его функционированием.
Ведь у нас полно контор, подобных «Рогам и копытам» Ильфа и Петрова – начиная от Агентства по энергосбережению, заканчивая Комитетом по морали. В них нет никакой необходимости. Некоторые из этих структур могли бы существовать как общественные организации, без участия государства и без финансовых расходов. Их закрытие уменьшило бы и давление на бизнес. А, значит, дало бы ему возможность более эффективно функционировать.
-За счет чего еще правительство могло бы реально сэкономить?
-Отказаться от «двойных» цен на газ, хоть это и непопулярная мера. Мы должны уйти от политики дотирования чего-либо. Сейчас решились, видимо, по политическим причинам, отказаться лишь от этого в угольной отрасли. Правда, в окончательной версии бюджета нужно еще это перепроверить. А в минувшем году мы, несмотря ни на что, дотировали шахты, расположенные на оккупированной территории.
Интересно и следующее: компенсация оперативных убытков НАК – «Нафтогаза» происходит за счет увеличения уставного фонда этой компании. Нам нужно переходить к системе единых оптовых цен на газ и электроэнергию, о избежание злоупотреблений и коррупции.
-Что еще помогло бы стране выйти из экономического кризиса?
-По-настоящему эффективное использование бюджетных средств. Почему правительство Великобритании может обнародовать все расходы больше 500 фунтов, при бюджете в 50-70 раз больше украинского, а Украине «трудно» отчитаться за расходы больше 10 тыс. гривен? Пожалуйста, сообщайте, у кого, за сколько, для каких целей купили, кто собственник компании-продавца, по информации Госказначейства. Это нужно делать в ежедневном режиме, тогда бюджетные средства будут расходоваться значительно правильнее. Второй шаг в этом направлении – введение электронной системы торгов для госзакупок.
-Но, вместо этого, в 2015 году, пенсии будут «заморожены», снижена «планка» по их налогообложению, а также ликвидировано право досрочного выхода на пенсию.
-Нужно быть честным: без сокращения значительной части социальных расходов сейчас не обойтись. Вообще, льготы у нас получают 12-18 миллионов человек, и у государства нет даже их единого реестра, оно само не знает, кому помогает.
Модель, предложенная правительством, имеет право на жизнь. Ведь Кабмин не упразднил законы, согласно которым предоставлялись те или иные льготы. И соцпомощь получат люди, доход которых не достигает определенного уровня.
—Но «затягивать пояса» должны все, в первую очередь, сами чиновники…
—Да, хотелось бы знать, почему правительство не начало в первую очередь «срезать» льготы определенным категориям граждан. Если бы, проводя реформы, Кабмин сообщил, что начинает именно с этого, но, учитывая сложность ситуации, вынужден пойти на урезание соцльгот – это было бы правильно. Однако, когда в отношении одних это происходит, а других – нет, общество это никогда не воспримет позитивно.
-А каков ваш ответ на этот вопрос?
-Я уже неоднократно говорил: не верю, что действующий премьер способен проводить реформы. Его личные, бизнес- и политические интересы идут вразрез с этим.
-То есть, происходит «подмена»?
-Все списывается на войну.
-Но у нас — новые министры финансов и экономики…
-Знаю примеры стран, где «мотором» реформ был премьер, и другие государства, где эту роль выполнял министр экономики или финансов. Но нет случаев успешных реформ, когда бы премьер-министр их «тормозил». Упразднить следовало бы Секретариат Кабинета министров, в котором на начало года работало 600 человек. Это – громадный бюрократический аппарат, который просто вынужден сам загружать себя работой. Без их «виз» ни один документ не проходит на заседание Кабмина. То есть, у премьера есть механизм, чтобы заблокировать любой документ, контролировать все министерства. И существование этого механизма означает, что реформ не будет.
-Какой выход для страны в этой ситуации?
-Проводить реформы.
-Так кто же этим будет заниматься в обстоятельствах, о которых вы говорите?
-Я — не пессимист. Возможно, у действующего правительства есть еще дней пятьдесят. Думаю, до конца февраля люди им дадут доработать, а потом — будут требовать отставки, если не будет по-настоящему реальных реформ.