Б. Кушнирук: «Официальный прожиточный минимум в Украине в разы меньший, чем реальный»

По данным Госстата, инфляция в Украине в 2021 году составила 10% и стала самой высокой за последние четыре года. В 2018-2020 годах рост потребительских цен удавалось удержать в пределах целевого показателя в примерно 5%. На 2022 год в проекте госбюджета Кабмин запланировал инфляцию на уровне 6,2%. Удастся ли правительству добиться такого показателя и что пошло не так в году минувшем – мы спросили у экономического эксперта Бориса Кушнирука.

– Борис, в прошлом году потребительские цены в Украине выросли на 10%, при том, что в госбюджете был заложен показатель инфляции в 7,3%. Чего, на ваш взгляд, не удалось сделать правительству, чтобы не допустить такого расхождения?

– Если мы говорим о прогнозах на прошлый год, то Кабмин не просто не угадал показатель инфляции, он их не угадал очень существенно. Например, индекс цен производителей он планировал на уровне около 9%, а по факту мы получили год к году 40,8%. Экспорт планировался на уровне 2,8% – он составил более 30%. Это к тому, что вообще с прогнозированием у правительства оказалось очень-очень плохо. Относительно самого показателя индекса потребительских цен – я к нему отношусь крайне скептично. Я его называю «средняя температура по палате».

 – Вы имеете в виду различия в уровне доходов?

– В реальности у нас есть условно 4 основных социальных группы населения, и структура потребления у них абсолютно разная. Соответственно, индекс потребительских цен в среднем по стране ничего вам не дает с точки зрения понимания тех проблем, с которыми сталкиваются те или иные слои населения. И в первую очередь с точки зрения социальной политики важно понимать, что происходит с ценами для групп населения, у которых доходы на уровне прожиточного минимума или меньше прожиточного минимума.

Это при том, что мы не имеем корректного показателя прожиточного минимума – он официально в разы меньший, чем есть на самом деле. Соответственно, мы не представляем, на какое количество семей вам нужно считать вот этот реальный индекс потребительских цен для этой категории людей.

– Как же тогда корректно высчитывать уровень роста потребительских цен?

– Правительству необходимо корректно посчитать прожиточный минимум, деполитизировать его и после этого начать выдавать доходы населению не ниже прожиточного минимума. Не сможем, не будет средств для этого. Но, если вы не имеете реального показателя, – вам не на что ориентироваться. После того, как вы посчитаете реальный прожиточный минимум, вы определяете круг лиц, кого это касается, и вы должны для этой группы считать отдельный индекс потребительских цен.

– Однако ресурсы у государства достаточно ограничены…

– При этом, хотя государство не может позволить раскидываться деньгами как попало, оно начало реализовывать эту идею, связанную с выдачей тысячи гривен вакцинированным. Я уже не говорю о том, что людям пожилого возраста, в сельской местности абсолютно не нужно идти в кино, в театр или купить книжку. Они просто физически не имеют возможности этим воспользоваться. При этом вы выдаете эти деньги с помощью системы «Дия», и, соответственно, у вас, извините, получают эту тысячу те, кто по большому счету мог бы точно без нее обойтись.

– Могло бы повлиять на рост потребительских цен снижение стоимости энергоресурсов?

– Правительство ничего не может сделать с тем, что цены заоблачные на внешних рынках на нефть и газ. Но если мы берем ситуацию с газом, вы должны обязать предприятия тепллокоммунэнерго и облгазпоставы закупать газ во втором квартале на весь год, чтоб иметь возможность зафиксировать цену по состоянию на 1 июля, когда цена на газ всегда наименьшая. Если бы они это делали, влияние на ценовую ситуацию было бы значительно мепньшим.

То есть, у вас цена ресурса по состоянию на 1 июля на весь год по 30 июня следующего года, и есть средний объем потребления. Тогда у вас не возникало бы зимних пиков – соответственно, вам бы не нужно было давать «дурные» субсидии, потому что количество субсидиантов было бы значительно меньшим и размер этих субсидий был бы меньшим, потому что они были бы разделены на 12 мепсяцев. Это давало бы экономию и для госбюджета, и для самих домохозяйств.

– Существуют ли другие способы сдерживания потребительских цен, кроме госрегулирования?

– Без сомнения, это контроль за монополистами. Если даже мы посмотрим на постановление правительства, касающееся контроля за ценами производителей значимых продуктов питания, то среди них есть несколько позиций, в сферах деятельности которых есть признаки монополии: это производство куриного яйца, это куриное мясо, это подсолнечное масло и это сахар. Вот четыре сферы, причем достаточно существенные с точки зрения структуры потребления населением, по которым есть риски злоупотребления монопольным положением. Что-то делало правительство для того, чтобы как-то остановить эти злоупотребления? Ничего, от слова «вообще».

– Как вы относитесь к инициативе Офиса президента о внедрении в Украине так называемых «food stamps», которые в народе уже окрестили «талонами на продукты»?

– Идея сама по себе имеет право на существование, но, как и все, что они делают, если они начнут ее внедрять, то просто ее дискредитируют. Почему? Для того, чтобы определить, кому давать эти продуктовые карты, вы должны определить критерии. Кому вы их даете – всем? Вы не в США, вы не можете себе позволить печатать триллионами национальную валюту. Поэтому вы должны определить круг лиц, которым вы будете помогать. Кому-то дам, кому-то не дам? А потом кому-то просто остановлю и не буду давать? А потом окажется, что средств нет на покрытие затрат по этим продуктовым картам?

Я помню историю с так называемой «юлиной тысячей». Она (Юлия Тимошенко – ред.) обещала за два года погасить обесцененные сбережения, а тогда это составляло 130 миллиардов. Эта история завершилась тем, что после того, как они выдали 6 миллиардов, выяснилось, что начался кризис, и даже деньги, которые перечислили Ощадбанку, 800 миллионов гривен, отозвали и уже не выплачивали ничего. Это следствие того, что никто даже не считает, есть ли у вас ресурс. Поэтому, к сожалению, я боюсь, что они и эту идею дискредитируют.

– Каков ваш прогноз – что будет с ценами в 2022 году?

– С ценами будет трудно. Во-первых, цена на нефть, скорее всего, дорастет до 100 долларов за баррель. По крайней мере, аналитики, которые занимаются, в том числе, торговлей на американской площадке, ориентируются на 100 долларов за баррель. Цена на газ будет оставаться высокой. Кроме того, цены производителей выросли на 41%, и это неизбежно перейдет на цены для конечных потребителей – не только на еду, а и на все товары.

Поэтому могу спрогнозировать, что ценовые показатели в этом году будут достаточно существенными, и государство может сделать только три вещи: во-первых, поставить под контроль деятельность монополистов, во-вторых, быть максимально корректным с дефицитом государственного бюджета, чтоб не приходилось «включать печатный станок». И третье – по крайней мере, семьям, которые вы приблизительно хотя бы представляете, что они находятся на очень низком уровне доходов – например, лица пенсионного возраста с пенсией ниже трех тысяч гривен – нужно просто выдавать в денежной форме по 500-700 гривен в месяц дополнительно на протяжении нескольких месяцев, пока у вас рост цен не будет замедлен.

– Как думаете, нынешний состав Кабмина будет отправлен в отставку?

– Безусловно, это беспомощный Кабмин. Но проблема в том, что не он фактически управляет экономикой – ею управляет Офис (президента – ред.). А там – еще более некомпетентные люди. Поэтому, какая разница? Этой власти – тем, кто находятся в Офисе, – нужно абсолютно подконтрольное правительство, которое будет делать то, что скажут из Офиса. А, извините, тогда и уровень компетентности правительства вообще не имеет значения. Потому что если они (правительство – ред.) будут говорить Зеленскому: «мы этого делать не будем», то им не дадут работать. Кроме того, я не уверен, что в этом году мы вообще не увидим дестабилизации, роспуска парламента как минимум, а, возможно, и президентских выборов.

Читайте также по теме