Обязательная вакцинация рассорила украинцев и привела к настоящим баталиям в соцсетях. Ваксы и антиваксы стали не просто оскорблением, но и способом определить «своего» и «чужого». Почему в соцсетях началась эта истерия и можно ли примирить украинцев – об этом в интервью Голос UA рассказал конфликтолог, политолог Богдан Петренко.
— Богдан, почему украинцы разделились на два лагеря в соцсетях?
— К слову, это неправда, что лагеря всего два и нет альтернативной точки зрения. Мы просто видим крайности, а крайности всегда бросаются в глаза. Если винят какую-либо сторону, то обязательно показываются крайности. На самом деле, большинство украинцев пребывали в «режиме ожидания» по вопросу вакцинации до наступления «красной зоны».
— Так в чем же проблема споров и скандалов вокруг вакцинации?
— На мой взгляд, первая и самая главная – в консервативности людей. События, которые случаются сейчас во всем мире, проходят так быстро, что их сложно осознать. Людям кажется, что за короткий промежуток времени произвести вакцину невозможно. Я не могу говорить о качестве вакцины, я не специалист, но в принципе, современные технологии могут дать возможность для создания препаратов. Сейчас новые вакцины сравнивают со старыми, которые производились десятки лет. Но в современном мире, с современными технологиями возможны прорывы. Я не спорю, я не микробиолог, но сейчас многое возможно. А люди просто не успевают. Недавно я прочел в книге «Фактология», что мы воспринимаем мир таким, каким он был 20 лет назад. Например, мы до сих пор считаем, что в Африке все страны отстающие, что они живут впроголодь, но там все не так однозначно и многие страны живут лучше нас.
К этой информационной революции добавился и второй фактор: развитие социальных сетей. Это привело к тому, что каждый там – журналист, эксперт, и каждый выражает свою мысль. Не обязательно глубоко разбираться в теме, но чем больше у вас читателей, тем более ориентируются на вашу мысль, и чем эмоциональнее вы говорите, тем лучше. Понятно, что для некоторых людей вакцинация неприемлема, и они ищут подтверждения этому. Сейчас больше новостей черпают не из СМИ, где вынуждены более-менее соблюдать баланс, а из соцсетей. И там свои мысли распространяют как вакцинаторы, так и антивакцинаторы.
Еще один момент. Если мы говорим о вакцинации, то у нас всегда было антивакцинаторское движение, и он есть во всех странах, это люди, которые категорически не приемлют вакцинацию. Таких украинцев около 20%, и я думаю, что они никогда не провакцинируются, но могут быть активным меньшинством, которое очень слышно. Что касается остальных украинцев, то мне кажется, что они находятся где-то посередине. Они ждут, чем это все закончится, и если бы не сделали «красную зону» и обязательную вакцинацию для проезда в общественном транспорте или посещения общественных мест, то я не думаю, что у нас был бы такой резкий рост вакцинаций.
— Этот «пинок» позволил людям определиться?
— Они даже не определились. Они вынуждены были это сделать. Более того, если посмотреть на характер нынешних дискуссий, то они не стоят в плоскости «нужно/не нужно вакцинироваться». Сейчас один человек пребывает в своем «пузыре», он верит, что нужна вакцина. А другой человек в другом «пузыре» верит, что вакцина не нужна. И они просто «наезжают» друг на друга, обвиняя в том, что соперник «неполноценный». И это вне зависимости от того, к какому лагерю принадлежат оппоненты, они обвиняют друг друга в неполноценности. Они говорят друг другу – «вы вымрете!». Фактически, проговариваются одни и те же мессенджи, но они летят с разных сторон. Люди не слышат друг друга, потому летят эмоциональные обвинения. Никто не говорит и не проводит каких-то логичных выводов.
— Получается, что каждая сторона может отыскать доводы в свою пользу в своем же информационном «пузыре»?
— Абсолютно верно. Есть мнение, что, мол, если бы был такой врач, который пользуется огромным авторитетом, то он бы убедил вакцинироваться. Но я уверен, что обязательно найдется врач, который скажет, что вакцина не нужна. И будут люди, живущие в другом «пузыре», слушать второго врача, а не первого.
— Кто-то заинтересован в расколе украинского общества на теме вакцинации?
— Сложившейся ситуацией пользуются какие-то внешние силы. Не они раздувают ситуацию, но пользуются и поддерживают ее. Я вижу, что происходит со стороны РФ, что происходит со стороны церкви. Я думаю, что это будет происходить и далее, и ситуация будет накручиваться, потому что она выгодна и разделяет общество. Мне кажется, что той же РФ выгодно раскручивать ситуации, не связанные с ней самой. Также есть интерес формирования недоверия к власти, при этом, значения не имеет, кто находится в самой власти.
— Как можно исправить сложившуюся ситуацию?
— Власть проводила неполноценную кампанию по популяризации вакцинации, она была провальной. Вначале была закупка каких-то непонятных вакцин, потом заявление главы Минздрава Виктора Ляшко, что вакцинация обязательна для учителей, но не обязательна для медиков. Это было неправильно, поэтому сложилась такая стратегия поведения украинских граждан. Я думаю, что нужно, во-первых, убрать неправильную коммуникацию, а во-вторых – убрать требование о 100%-й вакцинации коллектива. Будем откровенны: есть люди, которые не вакцинируются по медицинским показаниям, и мы не сможем никогда сделать эти 100%. Нужно говорить о 95%, 97%, 99%, я думаю, что этого будет достаточно для того, чтобы вирус не распространялся в коллективе.
— Можно ли в принципе переубедить человека, как из одного, так и второго лагеря?
— Это не быстрый процесс. Сначала человека нужно разочаровать в его взглядах, а потом уже начинать «очаровывать». Нельзя так: за один день поговорить, например, с антивакцинатором, и убедить его в противоположном.