Подписание соглашения об ассоциации с ЕС сулило Украине открытие новых рынков сбыта продукции, однако по итогам неполного года действия этого документа наблюдаются, скорее, обратные тенденции. Так, согласно данным Госстата, объем украинского экспорта сокращается, тогда как европейской аграрной продукции на рынке Украины становится все больше. В то же время, украинские производители отчаянно борются за каждую тонну экспорта и открывают все новые и новые рынки сбыта за пределами страны. ГолосUA поинтересовался у главы Совета по вопросам экспорта продовольствия Богдана Шаповала, на какие рынки поставляется отечественная продукция, что предпочитают иностранцы и почему европейцы отказываются от украинских продуктов?
— Как изменилась структура экспорта украинских продуктов за последние два с половиной года?
— В первую очередь, упала доля молочных продуктов, например, твердого сыра, из-за потери рынка России. В объемах экспорта он сейчас частично заменен сухим молоком и маслом. Ожидаемые изменения случились и в отрасли кондитерских изделий. Если ранее на внешние рынки уходили преимущественно шоколадные изделия, то сейчас – карамельные. Что касается мяса, то за последние два года, без сомнения, нарастила позиции курятина, однако упал экспорт свинины.
Но в то же время сейчас происходит подъем в экспорте сахара за счет неурожая тростника в Индии и некоторых других основных регионах производства. Это позволило сделать более конкурентной цену украинского сахара, который ранее за счет газа и других расходных статей был относительно дорогим – на $200-250 за тонну дороже. В принципе, до конца данного маркетингового года цена сахара в мире может достигать до $580-600 за тонну.
— Что произошло с экспортом свинины и почему растут продажи курятины на внешних рынках?
— За три квартала этого года свинины мы экспортировали только около 2 тыс. тонн. Всего годом ранее экспорт составлял рекордные 27 тыс. тонн – это стало возможным, благодаря тому, что у нас сохранялся сбыт в России через Крым и Беларусь. Птица же в январе-сентябре ушла на экспорт в объеме 178 тыс. тонн, а за весь прошлый год мы поставили на внешние рынки 161 тыс. тонн. Украина – один из мировых лидеров на рынке курятины, и эти позиции с каждым годом крепнут. Наши птицеводы располагают достаточным админресурсом и правильно его используют. Они сегодня готовы системно завоевывать рынок Африки, который будет стабильно расти и требовать все больше и больше курятины, которая является источником дешевого животного белка.
— А почему меняется структура экспорта украинских кондитерских изделий?
— Во-первых, какао, которое импортируется для производства шоколада, стало для нас более дорогим. Во-вторых, на традиционных рынках потребления украинских сладостей, а это Средняя Азия, также произошла девальвация национальных валют, и эти страны стали потреблять более дешевую «кондитерку», коей и является карамельная продукция.
— Какие новые рынки для украинской продукции появились за рубежом?
— За последние 2,5 года открылись ЕС и Китай по молочной продукции, Саудовская Аравия и Египет по курятине. Но, к сожалению, эти рынки пока освоены не достаточно, и говорить о существенных объемах поставок туда не приходится. Завоевание новых рынков – дело не одного и даже не двух лет.
— Куда будут осуществляться поставки в перспективе?
— Однозначно будет открываться Европа по говядине. Мы уже активно работаем над этим. Также мы занимаемся рынком Южно-Африканской Республики по свинине. На самом деле, наша Госпродпотребслужба имеет много запросов от украинских компаний на открытие новых рынков. Служба сейчас работает, например, даже над Коста-Рикой. Но из-за ограниченного кадрового ресурса эта работа усложняется. Государств в мире где-то 190, и у каждого есть свои ветеринарные органы, свои правила импорта, а людей в международном отделе Госпродпотребслужбы не больше дюжины.
— Какие рынки закрылись?
— Закрылась, по сути, только Россия. Но при этом усложнилась логистика в страны Средней Азии. Транзит туда идет, но он стал в два раза дороже. Если ранее транспортировка контейнера в Казахстан стоила, если не ошибаюсь, $4 тыс., то из-за транзитных ограничений России сейчас речь идет уже о доставке за $7 тыс. и больше. Товарные потоки в Среднюю Азию идут в обход РФ через Черное море, Грузию, Азербайджан и дальше на Восток. Инфраструктура этого маршрута, к сожалению, пока оставляет желать лучшего. Например, в Азербайджане в порту стоят огромные очереди, перевозчики теряют много времени, ожидая переправы в Актау – порт Казахстана. Конечно, все скучают по автомобильному маршруту через Россию. Но каждый для себя решает, что ему выгоднее – продолжать поставки в Среднюю Азию или пытаться найти потребителей в новой стране.
— Каковы причины того, что украинская продукция оказывается неконкурентной на рынках ЕС?
— Я считаю неправильным утверждение, что украинская продукция неконкурентная на рынках ЕС. Мы успешно продаем нишевую продукцию – такую, как мед или органические продукты, соки. Но нас иногда подводит биобезопасность. Например, почему у нас тормозится экспорт свинины? Есть два обстоятельства: первое – это африканская чума свиней, из-за боязни распространения которой, многие страны запрещают импорт, а второе – это нежелание украинских предприятий совместно с государством решать этот вопрос. И при этом нельзя сказать, что мы неконкурентны в свиноводстве. Мы можем спокойно конкурировать, как в Южной Корее, Китае, так и на африканских рынках, и даже по некоторой продукции конкурировать с Польшей — одним из самых эффективных производителей свинины в мире.
Во-вторых, наши предприятия очень тяжелы на подъем. Они часто отказываются от исследований, новых разработок и вложений. Это не всегда должны быть какие-то дорогостоящие вещи, но нужно идти в ногу со временем, предлагать нестандартную продукцию. Например, все говорят о рынке Египта, но никто не хочет туда поехать и посмотреть, что же там продается, какие там, к примеру, белые сыры, какие мягкие, как происходит логистика этой продукции и так далее. Наши производители во многом, наверное, еще надеются вернуться на рынок России.