Б. Соколовский: «Откуда взялась «Vanco Prykerchenska» — это тайна за семью печатями»

face="Times New Roman, serif">
size="2">13 апреля министр юстиции Украины Александр Лавринович заявил, що Кабинет министров Украины утвердил проект мирового соглашения с компанией «Vanco Prykerchenska». При этом министр уточнил, что правительство пока не направляло проект этого соглашения в Стокгольмский арбитраж.

face="Times New Roman, serif">
size="2">Со своей стороны компания «Vanco Prykerchenska» уточнила, что она продолжает переговоры с правительством Украины с целью мирного урегулирования спора относительно соглашения о разделе продукции и не получала информации о завершении переговорного процесса. При этом представители компании уточнили, что «подписание мирового соглашения — это непростой процесс».

face="Times New Roman, serif">
size="2">Как известно, впервые название «Vanco» появилось в информационном пространстве нашей страны в 2006 году: тогда американская компания «Vanсo International Ltd» выиграла первый открытый конкурс и уже в октябре 2007 года заключила с Кабинетом министров Украины соглашение о разделе продукции, которая будет добываться в пределах Прикерченского участка недр континентального шельфа Черного моря.

face="Times New Roman, serif">
size="2">Позднее при непонятных обстоятельствах «Vanco International» передала все права и обязанности по шельфу дочерней компании «Vanco Prykerchenska», зарегистрированной на Британских Виргинских островах. После очередной смены власти в нашей стране, в конце 2007 года тогдашний Премьер-министр Юлия Тимошенко обнародовала данные, согласно которым основателями «Vanco Prykerсhenska» будто бы были четыре двадцатилетние студентки. 25 апреля 2008 года Минприроды аннулировало лицензию компании на пользование недрами.

face="Times New Roman, serif">
size="2">Уже 17 июля 2008 года «Vanco Prуckerchenska» начала арбитражный процесс против Украины в соответствии с требованиями Арбитражного института Торговой палаты Стокгольма (Швеция) относительно конфликта. Зимой 2010 года в Украине состоялись очередные выборы Президента, победителем которых стал Виктор Янукович. Уже в июле того года арбитражный процесс был остановлен и начались переговоры о мирном урегулировании спора.

face="Times New Roman, serif">
size="2">Что представляет собой компания «Vanco Prуckerchenska», почему правительство снова возобновило соглашение с компанией? Об этом корреспондент «ГолосUA» расспрашивал бывшего Уполномоченного Президента Украины по международным вопросам энергетической безопасности Богдана Соколовского.

face="Times New Roman, serif">
size="2"> Как вы думаете, мировое соглашение между правительством и «
face="Times New Roman, serif">
size="2">Vanco Prykerchenska
face="Times New Roman, serif">
size="2">»
face="Times New Roman, serif">
size="2">
face="Times New Roman, serif">
size="2">связано с возвратом команды Януковича к власти, или же компания вдруг стала серьезной и сотрудничество с ней сулит большие перспективы?

face="Times New Roman, serif">
size="2">— Если говорить о «Vanco Prykerchenska», то она никогда не была серьезной и не является такой до сих пор. Если же говорить о компании «Vanсo International Ltd», с которой подписывалось первое соглашение, то она является серьезной — это две разные вещи. Именно с этой американской компанией и следует урегулировать отношения, и это не вызывает сомнений. То, что «Vanco Prykerchenska» является нежелательным для нас партнером, абсолютно очевидно. У них нет ни технологий, ни финансовых возможностей каким-либо образом задействовать эти технологии, если бы такие были.

face="Times New Roman, serif">
size="2">— Зачем же урегулировать отношения с компанией «Vanсo International Ltd», если в свое время фактически отказалась от разработки шельфа, передав полномочия «Vanco Prykerchenska»?

face="Times New Roman, serif">
size="2">— Да, эти отношения надо урегулировать. Однако за то, что она фактически переуступила свои полномочия по шельфу «Vanco Prykerchenska», компания должна ответить. Я же считаю, что тогда обе стороны промахнулись, поскольку соглашение было сформировано некачественно, раз было так легко передать свои полномочия другой компании.

face="Times New Roman, serif">
size="2">— Все же, не является ли плохим знаком возврат к компании, которая уже раз себя повела некорректно?

face="Times New Roman, serif">
size="2">— Знаки могут быть разными, однако пока для других инвесторов плохим знаком является то, что у нас возникла проблема с «Vanсo International Ltd». Возможно, тогда было неправильное информационное обеспечение, раз мы четко не пояснили, о чем идет речь. С другой стороны, бывшему правительству нужно было упредить возможные проблемы: скорее всего, следовало бы застраховаться решениями суда, если таковое имело бы место быть. Это сделано не было. Мне кажется, если бы все было решено в судебном порядке, то претензий сегодня бы не возникало. Убежден, что ситуацию сегодня разрулить будет непросто, однако это сделать надо. Следует сделать так, чтобы «Vanсo International Ltd», с которой и подписывалось соглашение, ответила за свои действия, а с другой стороны — чтобы она не создавала нам негативного имиджа за рубежом .

face="Times New Roman, serif">
size="2">— Каким образом она может ответить?

face="Times New Roman, serif">
size="2">— Сейчас на этот вопрос вам не даст ответ никто. Переговоры уже ведутся очень долго и какого-либо полезного для государства результата до сих пор нет. Но переговоры и консультации должны продолжаться, чтобы теперь уже дело не дошло до международного суда, поскольку этот вариант — не самый лучший.

face="Times New Roman, serif">
size="2">— Можно ли надеяться на то, что «Vanco Prykerchenska» будет отодвинута?

face="Times New Roman, serif">
size="2">— Как можно отодвинуть то, чего нет? Эта компания существует в большей степени на бумаге. Как по мне, то сама компания — достаточно подозрительная и сомнительная. У них нет ни денег, ни технологий, поэтому на что можно надеяться? Если она привлечет другие компании, тогда зачем нам этот посредник?

face="Times New Roman, serif">
size="2">— Не побоятся ли инвесторы вкладывать свои средства в нашу страну ввиду скандала вокруг разработки шельфа?

face="Times New Roman, serif">
size="2">— Если мы нормально урегулируем ситуацию с «Vanco International Ltd» и инвесторы поймут, что у нас нормальный инвестклимат, которого пока я не вижу, то они придут к нам, безусловно. Однако сейчас, к большому сожалению, этого нету. У нас, к сожалению, все еще больше тени, чем света.

face="Times New Roman, serif">
size="2">— Возвращаясь к вопросу о «Vanco», каким должно быть разделение доходов от добычи нефти и газа там?

face="Times New Roman, serif">
size="2">— У нас сегодня нет возможностей своими силами разрабатывать шельф. Поэтому каким будет разделение продукции и будет ли это соглашение действовать, в каком формате, зависит только от самой компании и от наших властей. Убежден, что у них (властей — ред.) сегодня работает достаточно грамотных в этих вопросах людей и они не допустят неоправданных убытков, поскольку это им не выгодно хотя бы для самосохранения власти. Нравится это кому или нет, но такой подход в сложившихся политических условиях выгоден государству. Сегодня ведь речь идет о выгоде или вреде в перспективе, поэтому судить непросто, ведь нельзя навредить тому, чего еще не существует. Более того, чтобы давать какие-то оценки, надо знать, какие там на самом деле залежи есть, а для этого требуется проведение геологической разведки.

face="Times New Roman, serif">
size="2">— По вашему мнению, «Нафтогаз» осуществить эту разведку самостоятельно не смог бы?

face="Times New Roman, serif">
size="2">— Сейчас «Нафтогаз» в очень непростой ситуации: своих технологий для шельфа нету,
face="Times New Roman, serif">
size="2">своих
face="Times New Roman, serif">
size="2"> финансовых средств тоже нету, с кредитованием проблематично – чтобы привлечь других партнеров. Поэтому эта компания сначала должна улучшить ситуацию у себя: привести себя в порядок и выйти из кризиса, который, к сожалению, затянулся в течении многих последних лет. Только тогда можно будет думать, например о разработке шельфа.

face="Times New Roman, serif">
size="2">— Если разведкой займется компания, далекая от подобной деятельности, не следует ли опасаться, что в Черном море может случится нечто подобное тому, что произошло в Мексиканском заливе?

face="Times New Roman, serif">
size="2">— От этого никто не застрахован, и опасаться любой подобной ситуации стоит, однако я очень сомневаюсь, что «Vanco Prykerchenska» отважится в одиночку, без средств и технологий, проводить
face="Times New Roman, serif">
size="2">соответствующие работы. Мы знаем, что в такие ситуации попадали очень известные компании, однако я бы сегодня не спешил поднимать панику, поскольку уверяю вас: «Vanco Prykerchenska» не будет сама исследовать шельф. Если же случится так, что «Vanco Prykerchenska» кого-то наймет для этой цели, то наше государство имеет достаточно возможностей влиять на тех, кто работает на нашей территории: у нас есть соответствующие условия лицензирования и допуска и я глубоко сомневаюсь в том, что государство может пропустить за глаза подобные риски. Это не выгодно ни государству в целом, ни властям в частности.

face="Times New Roman, serif">
size="2">— Если «Vanco Prykerchenska» собирается нанять кого-то для проведения разведки, зачем же нашей стране договоренности с ней? Не проще ли было бы самим нанять компанию для исследований?

face="Times New Roman, serif">
size="2">— Это тайна за семью печатями. Почему и каким способом появилась «Vanco Prykerchenska» — для меня остается непонятным. Однако то, что мы начали работать с «Vanco International Ltd» — это нормально, поскольку эта компания серьезная, с ней можно иметь дело. 

Читайте также по теме