Валерия Шипуля
10:00 09/03/2021

Б. Тизенгаузен: «США продолжит усиливать санкции против России»

Отношения между США и Россией продолжают накаляться. Вашингтон и Кремль обмениваются взаимными колкостями и угрозами, наращивая санкции. Чем закончится противостояние крупнейших стран и не приведет ли это к очередной «холодной войне» — об этом в интервью ГолосUA рассказал эксперт по управлению репутацией, политтехнолог Борис Тизенгаузен.

— Борис, накануне Байден продлил санкции против России на год. Параллельно, в Кремле отреагировали, назвав станции США вмешательством в дела страны. Раскол между странами углубляется?

— Джо Байден — это такой классический «ястреб», особенно по отношению к Российской Федерации. И те, кого он к себе сейчас набрал, Госдепартамент в том числе, — там довольно жесткая позиция по России. Энтони Блинкен, в том числе, — там довольно жесткая позиция по РФ. Энтони Блинкен всегда говорил, что России доверять нельзя, что с ними надо жестко. То есть, понятно, что США с этого курса не сворачивает.

— США пойдет на усиление санкций против РФ?

— Да, я думаю, что санкции будут усиливать. Точно будет пакет в связи с Навальным. Уже есть пакет с персональными санкциями, куда попал и глава ФСИН, и прочие. Я не думаю, что будут экономические санкции. Понятно, что дело касается прав человека. Аналог — «список Магнитского», там тоже были персональные санкции, скорее всего, и в этом случае все ограничится персональными санкциями.

— Также в Европе начали давить на Россию, в том числе из-за дела Навального. Так, глава МИД Франции назвал Россию неприятным соседом. Европа включилась в противостояние с РФ?

— А Европа и не выключалась из этого процесса. Есть некоторые лидеры глав государств, которые лояльно относятся к РФ, но это те страны, где сильно российское лобби. Это Венгрия, Чехия, Балканы и прочие. Там никто не менял своей риторики. А Европа всегда жестко относилась к РФ: Крым же никто не вернул. Базовый пакет — Крым и Донбасс. Крым никто не вернул, на Донбассе — очередная эскалация. Соответственно, риторика становится жестче.

— А что сама Россия? Можно судить по официальным ответам Кремля, что РФ ведёт себя довольно дерзко. Чего можно ожидать от Кремля в дальнейшем?

— Дело в том, что Россия не может ввести ответные санкции, потому что не имеет экономического влияния на европейские государства. Россия не может ввести санкции, от которых бы сама не пострадала. Если ограничить экспорт и импорт, то от этого пострадает сама российская экономика. Почему Россия жесткая и дерзкая? Все автократические режимы такие, не стоит обольщаться, что если ты вводишь санкции против автократа, то он сразу станет на колени и скажет «простите, я все понял». Он наоборот будет отвечать ассиметрично. И Лавров, кстати, это подтвердил. Он сказал, мол, «Евросоюз, вы своими санкциями уже заигрались, а может в вашем Евросоюзе, на Балканах, очередной конфликт возникнет». То есть, он намекает, что все может быть.

— Есть радикальные мнения о том, что мы возвращаемся к биполярному миру и новой холодной войне. Так ли это?

— Например, США продолжают курс экономического давления на Китай и санкционного давления на Иран. Так вот, Россия является чуть ли не главным стратегическим партнером Ирана, ну и стратегическим партнером Китая. Если мы говорим в разрезе объединения государств, против которых весь цивилизованный мир, вполне возможно.

— Наконец, какое место в расколе РФ и Запада занимает Украина? Как это отразится на нас?

— Дело в том, что это будет отражаться на всем мире. Например, если ужесточатся отношения США и России, то, скорее всего, США будут требовать от нас в том числе более жестких реакций и на информационное влияние России, и в экономическом плане. Но у нас же Россия до сих пор главный торговый партнер по объемам, да и Китай, кстати, по-моему, на втором месте. Скорее всего, риторика США будет такой: «все, кто торгует с нашим врагом, поступает не очень хорошо, мы не одобряем». Так что ситуация, скорее всего, отразится пока в таком плане. Дело в том, что нам нужно еще дорасти до самостоятельного игрока.

Читайте также по теме