Бари Алибасов:«Я снимаю только клипы-провокации»

Свою продюсерскую деятельность Бари Алибасов начал еще в 60-ые годы, создав группу «Интеграл». Правда, коллектив, который играл рок-музыку, так и не выдал сколь-нибудь значимого хита. А вот подопечные Алибасова –  группа «На-На» –пришлась публике по душе. Уже через некоторое время коллектив называли легендарным, а хиты «Упала шляпа»и «Фаина» стали шлягерами. В этом году коллективу исполняется 25 лет, и в преддверии празднования группа решила снять клип. Если бы личность Бари Алибасова не была столь известна, можно было бы предположить, что группа «На-На» обзавелась пожилым, но все еще весьма импозантным фотографом с мгновенно располагающей к себе улыбкой. Впрочем, с фотоаппаратом Алибасов обращаться умеет, у него даже была персональная фотовыставка. Во время съемок клипа «нанайцев», к слову, первого за последние 10 лет, которые проходили в Киеве, Бари Каримович практически не выпускал из рук фотоаппарат. На просьбу пообщаться – ответил: «Охотно». И не соврал, на вопросы действительно отвечал с радостью, чувствовалось, что разговаривать о своем детище он может часами и это доставляет ему немалое удовольствие. Бари Каримович ответил и на несколько вопросов "ГолосUA".

«НА-НА» — ТЕАТР С ТАЛАНЛИВЫМИ АКТЕРАМИ 

— Бари Каримович, почему у группы «На-На» так долго не было клипов?

— Я вообще не очень люблю снимать клипы. У некоторых исполнителей появляется песенка – они снимают клип. Группа «На-На» — это концептуальная группа.  Сам факт ее существования практически в неизменном составе  в течение 25 лет говорит о многом.  Это не группа однодневка для зарабатывания денег. Для меня «На-На» – театр, в котором работают талантливые актеры, способные реализовать мои идеи, пусть порой и безумные. Ребята должны быть одновременно и актерами, и музыкантами, и вокалистами. Такого артиста найти очень сложно. 

— А лично в вашей жизни, какую роль сыграла эта группа? 

— Это способ моего существования. Вот так мы удачно нашли друг друга. Каждая наша программа в чем-то уникальна. Я всегда стараюсь придумать какую-нибудь фишку. А клип – это праздник души. Хотя, конечно, встречаются и концептуальные клипы, в которых самовыражается и художник, и автор, и исполнитель. Но это очень большая редкость. Вы видели современные клипы? Это поток монотонной, однообразной картинки. Две-три формы существования этой картинки…

— У вас другие подходы? 

— Для «На-На» любая программа – это концепция. Вот, скажем, предпоследняя наша программа «Шок-шоу» построена на конфликте мужчины и женщины, который происходит сегодня в мире. Отсюда суицид, недоверие, ненависть, злоба, агрессивность…

У нас реальные драки на сцене между девушками балета «Ра-сиськи». Это потрясающие актрисы, танцовщицы, безгранично талантливые люди, которые тащат на себе большой смысловой груз в отражении этого диссонанса в современном обществе…

Клип мне делать неинтересно. Если я делаю клипы – это клипы-провокации. Не в том смысле, что ты провоцируешь человека на какой-то деструктивный поступок, что-то сломать, разрушить, убить… А провокация созидательная, которая заставляет задуматься. Эталоном в этом отношении для меня является Сократ, который со своими провокациями так «достал» сограждан, что они его отравили. Правда, на следующий день пожалели о содеянном и поставили ему памятник. Такой провокатор заставляет думать, осмысливать то, что кажется общепринятым и естественным.

МЫ ЗАДУМАЛИ СОВМЕСТНЫЙ ТУР С «ЗАКЛЯТЫМ ВРАГОМ»

— Недавно появившийся в сети клип на песню «Фаина» смахивает на порнографию…

— Вот вам отличный пример. Существовала противоестественная убежденность, что в Советском Союзе секса нет. Я всегда спрашиваю: вы считаете способность человека к деторождению противоестественной? Мы говорим «рожать», «родина» – это все слова одного корня. Потом пришла другая религия, целью которой было поработить человека. Заставить человека чувствовать себя виноватым. Брак – хорошо, секс – плохо.

«На-На» – это для меня возможность в общедоступной форме легкого жанра такого сценического искусства, как эстрада, реализовать мысли, идеи, которые роятся в моей голове. В клипах я не всегда могу это выразить.

— Тогда почему сейчас снимаете клип, да еще и в Украине? 

— Безусловно, это не моя потребность в клипе. Это потребность телерадиовещания. Раньше телевидение показывало, в том числе и наши программы, концептуальные концерты. Они были явлением, поэтому «На-На» и оказались тогда на пике популярности. Сейчас у нас нет такой возможности — нужен клип. Тем ни менее, не могу позволить себе переступать через какие-то принципы. Если уже делаешь клип, он должен быть явлением. Мы как-то буквально в декабре стали анализировать клипы, которые в эфире. Я обратил внимание на несколько клипов, в которых картинка органично сосуществует с актерской, исполнительской индивидуальностью. Картинка не подавляет личность, хоть она современная, классная. А еще в тех клипах, которые я отобрал, всегда присутствует некая самоирония. Нет ненужного пафоса. Оказалось, что это работы украинского режиссера Максима Пасюка… О том, что он что-то ставил Киркорову и Пугачевой – я узнал уже на площадке. И судя по тому, что он предложил мне сняться в клипе в роли некоего кукловода, – самоиронии в ролике будет предостаточно…

— Будете отмечать 25-летие группы? 

— Да! Мы задумали совместный тур с нашим когда-то заклятым врагом – «Ласковым маем». Разину как раз исполняется 50 лет. Вот и получится такой двойной юбилей.

Читайте также по теме