Сегодня на спектаклях одного из самых перспективных и модных молодых украинских театральных режиссеров Стаса Жиркова постоянные аншлаги. В «Золотых Воротах» и Молодом театре всегда полный зал на его спектаклях «Потрібні брехуни», «Наташина мечта», «Любовь людей», «Слава Героям!». А «Сталкеры» Жиркова по пьесе Павла Арье «Баба Прися» стали одним из главных театральных событий последних лет не только в столице, но во всей Украине. В настоящее время режиссер инициирует некоммерческий творческий проект «Сезонные школы НСТДУ». Об общем уровне театрального образования в Украине и необходимости помочь молодым театральным деятелям глубже узнать суть своего ремесла, корреспонденту ГолосUA рассказал режиссер Стас Жирков.
— Стас, вначале такой проблемный вопрос: сегодня в столице и почти в каждом областном центре есть свои «театральные университеты», однако они очень разобщены. Сказывается ли это на общем уровне театрального образования в Украине?
— Начнем с вопроса: что вообще в нашей стране происходит с образованием? Я сам первые два года учился в вузе на контракте. Так почему кто-то за меня решает, что мне надо? Я не могу выбрать вместо одних предметов другие. Это же и происходит в театральном образовании и порождает нетерпение студентов. Смотрите, сколько конфликтов в студенческой среде было за последние два года. Ведь перед Майданом была Врадиевка и другие всплески, но никто не обратил на это никакого внимания.
— Какие, на ваш взгляд, сегодня главные проблемы театрального образования в Украине?
— Если углубляться, то будет понятно, что студенты сейчас, попросту говоря, — дети, обладают иногда большей информацией, чем некоторые педагоги. Интернет и возможность путешествовать открывают для них новые миры, и основная задача педагога в данных условиях — объяснить студентам, как пользоваться этими знаниями и этим опытом. Научить его использовать опыт во благо. В большинстве своем этого нет. Нет диалога между студентами и педагогом, а диалог этот обязан наладить в первую очередь педагог, так как он старше и опытнее.
— Как вы считаете, студенты продолжат бунтовать?
— Безусловно. Думаю, будет некий студенческий бунт, где студенты потребуют больших свобод и больших прав. Что же касается театрального образования, то тут несколько проблем. Во-первых, посчитаем, сколько педагогов у нас «в профессии». Во-вторых, у нас нет одного ориентира. Театры и вузы утратили коммуникацию. Они не сотрудничают, часто вообще не знают, что происходит не то, что в Украине, а в их родном городе и, конечно же, не следят за тем, что происходит в мире. А ведь мир меняется с молниеносной скоростью, меняется коммуникация, речь, выражения и даже чувства. А мы все по старинке, по классике «шпарим». Разумеется, я не скажу, что все. Есть исключения, в каждом городе, в каждом вузе, но, как и во всех сферах жизни нашей страны, — это исключения, которые мы должны перевести в системность. И, конечно же, пусть простят меня все, — человек должен гореть тем делом, которым занят. Это касается и педагогов, и руководителей вузов. Тогда и результаты будут, и любовь к делу. Думаю, НСТДУ со временем может придумать отдельную программу для вузов, тем более что студенты последних курсов — это одни из основных слушателей наших «Сезонных школ».
— Руководство Национального союза театральных деятелей Украины (НСТДУ) и вы, в том числе, инициировали «Сезонные школы НСТДУ». На какой коэффициент полезного действия вы рассчитываете?
— Школы при НСТДУ — это не разовый проект, это нечто большее, чем просто структура — мол, вот так-то и так-то. Нет. Школы при НСТДУ — это в первую очередь философия объединения и совместного обучения. Это признание того, что учиться прекращать нельзя. Учиться друг у друга не стыдно и очень полезно перенимать опыт свой и опыт зарубежный. Школы при НСТДУ — фактически четыре сессии в год. По временам года. Зима, весна, лето, осень. Скорее всего, весенние и летние школы будут более практические — для актеров, режиссеров, художников, драматургов, звуко и светорежисеров. Осенняя и зимняя школы — более теоретические (для директоров, художественных руководителей, завлитов, критиков, театральных менеджеров и продюсеров). Начинаем 22 февраля. Это первая наша «Зимняя школа НСТДУ». Коэффициент полезного действия зависит не только от школы, сколько от тех, кто будет приезжать на них. Готовы ли они применить на практике новые знания и самое главное — открыть свой театр, коммуницировать с другими театрами и специалистами. В рамках сезонных школ НСТДУ будут работать лучшие специалисты в своем деле, у которых есть чему поучиться.
— В Театре «Золотые Ворота» не первый год представляют свои работы студенты-режиссеры. Какие проекты в этом направлении ожидать в 2017 году?
— Проект называется «OPEN_MIND_СТУДЕНТ». Придя в «Золотые Ворота» мы поняли, что нужно что-то сделать для студентов, потому как дистанция между вузом и театром иногда не просто велика — это пропасть. И мы обязаны проложить мосты. Проект этот очень прост — мы на протяжении сезона смотрим студенческие спектакли, и на те, которые нам «зашли» — зрители покупают билеты, критики высказывают свои мнения. Это важно для нас, а еще важнее для студентов — это шанс попробовать себя на профессиональной сцене и повидаться с глазу на глаз со зрителями, которые купили билеты. Это важный опыт. Во второй половине этого сезона на запланированы две премьеры в рамках проекта — это спектакли студентов режиссерского курса Андрея Билоуса (где я — второй педагог) Даяны Зимы и Татьяны Губрий. «Детектор Лжи» — 15 января в 14.00, «КостяКатяМамаЧай» — 17 января в 19.00. Уверен, получились интересные работы с актерами «Золотых ворот».
В конце февраля молодой режиссер Юлия Мороз (она со спектаклем «Самоубийца» полтора года назад участвовала в этом проекте) выпустит спектакль по известной пьесе «Игры на заднем дворе». Тема – остросоциальная. И это важно и правильно. Кстати, Юлия Мороз — одна из победительниц нашего совместного проекта для молодых режиссеров, который мы осенью провели с Богданом Дмитриевичем Струтинским и Национальным театром оперетты. И вот уже его плоды — премьера в феврале.