Алена Потаева
12:00 09/02/2015

Ч. Кубат: «Если боевые действия не удастся остановить на Донбассе, они могут переметнуться на всю территорию Украины»

Украинцам со времен евромайдана кажется, что весь мир прикован к событиям, происходящим в нашей стране. Теперь, когда в стране идет война, мы вновь просим о помощи, в основном финансовой, у европейцев и американцев. Однако на практике выходит, что политики выражают озабоченность и обеспокоенность, а люди, живущие в ЕС, далеки от наших реалий, они устали от Украины, потому что у них есть собственные проблемы. О европейском видении нашей страны, перспективах боевых действий на Донбассе, проблемах ЕС и продолжающемся суде по запрету КПУ корреспондент ГолосUA пообщалась с адвокатом (Чехия), который принимает участие во всех судебных заседаниях, касающихся запрета КПУ, Честмиром Кубатом.

— Господин Честмир, как граждане вашей страны оценивают происходящее в Украине?

— В Украине многим кажется, что все думают о вашей стране. Это совершенно не так. И я говорю не только о Чехии, но и обо всей Европе. Когда-то у нас думали, что Чехия тоже является центром мира. Но это тоже было не так. Не так в мире и в Европе относились к Чехословакии в 1968 году, не так относятся и к современной Украине. Большинство европейцев не задумывается, где вообще находится Украина и что там происходит.

— Но понимают ли европейцы, что в нашей стране идет гражданская война?

— То, что здесь происходит, немногие понимают. Перед моим первым приездом в Украину, я начал изучать не только современную ситуацию в вашей стране, но также историю и право вашего государства. Потом я даже написал статью об Украине. Потому что наши СМИ в руках тех, кто правит миром. Большинство же средств массовой информации напоминают сток, который учитывает интересы среднестатистического читателя или зрителя, а потом уже потребности всех остальных. Это же касается опыта Украины в контексте ЕС. Создается впечатление, что здесь в государственных органах действует резидентура Соединенных Штатов. Ведь доходит до самоуничтожения. Санкции выгодны исключительно США. Зачем нам санкции, за которые воюют все европейские государства. Ведь они не в интересах Европы как единого сообщества, от санкций страдает каждая европейская страна. Если же учесть и риски перебоев в энергообеспечении со стороны РФ, становится еще страшнее.

— А понимают ли в ЕС, что Украина сегодня является последним плацдармом и что возможет старт третьей мировой, которая придет и в Европу?

— Думаю, что люди начинают уже это понимать. В Европе тоже многое изменилось. Например, наши СМИ с целью пропаганды пишут о том, что в Праге на городской площади происходит пражский Майдан. Там украинцы, которые живут в Праге, организовали что-то подобное киевскому Майдану и каждое воскресенье они устанавливают палатку и проводят акции. Однако никого это не интересует – люди проходят мимо, потому что им не до того и у каждого свои проблемы.

— В Венгрии и Словении население говорит о том, что то, что происходит у нас в стране, они уже проходили раньше. Они сожалеют, что растеряли потенциал своих стран. Создается впечатление, что ЕС теряет свою мощь и возможность присоединять других союзников. Как, например, ни для кого уже не секрет, что Евросоюз не видит Украину своим членом.

— На данный момент привязанность ЕС к Америке является самой большой проблемой. Если европейские органы не будут вести свою политику, Европа потеряет все. Сейчас оказалось, что Турция не хочет присоединяться к Евросоюзу, отказалась от этого и Армения. Всего, чего Европа добилась по отношению к России – потеряла прямые поставки газа. Газопровод будет проложен через Турцию, соответственно, Европа будет зависима не только от РФ, но и от Турции. При этом платить за все придется уже дороже. Это все политика, направленная против интересов европейцев.

— Осознают ли это сами европейцы?

— Думаю, да. Это проявляется в движениях, которые в последние годы появились в той же Великобритании. Все чаще в разных государствах содружества звучат инициативы о выходе из состава ЕС. Политика Великобритании в Евросоюзе напоминала «троянского коня», презентованного Соединенными штатами. Франция и Германия имеют свою политику. Поэтому сейчас Европа — достаточно противоречивый континент, и даже внутри ЕС не исключена война.

— Греция и Великобритания не исключают возможности выхода из состава ЕС. Как вам кажется, какие страны могут выражать подобные желания?

— Здесь наиболее наглядный пример – Исландия. Они решили не платить долги МВФ, потому что они образовались несправедливо. Но там это стало возможно из-за того, что государство по сути невелико – там все друг друга, условно говоря, знают, поэтому политики там исходят из реальных интересов страны, а не действуют в интересах третьих сил.

— Известно, что вы часто бываете в Украине, и ваши визиты связаны с судебным процессом над КПУ, в котором вы принимаете участие в качестве адвоката. Какая атмосфера сейчас в суде и насколько сам процесс выглядит объективным?

— Одной из основных целей данного судебного процесса является намерение исключить Компартию Украины из политической жизни Украины. Это слишком явно, потому что Генпрокуратура и Минюст давят на судью, чтобы он по факту начал заниматься уголовным разбирательством. Однако судья на это не пошел. Мне кажется, что когда процесс по иску Минюста относительно запрета КПУ только начинался, Украина была на другом этапе развития. Тогда нынешние руководители страны только дорвались до власти, и были уверенны в себе. А сейчас они фактически проигрывают войну на востоке. В Украине настолько накалилась ситуация, что процесс по запрету КПУ не является первостепенным и даже второстепенным, но он продолжается по инерции.

— Однако решение должно быть все равно, и должно быть таким, какое выгодно власти…

— Такова логика политики. Все процессы у нас все равно происходят по Макиавелли. Порошенко и компания сейчас не могут отказаться от войны, не могут пойти на перемирие или найти компромисс. Сегодня же у вас тех, кто говорит, что хочет мира, позиционируют как предателей. Следовательно, боевые действия будут вестись до конца. Думаю, если боевые действия не удастся остановить на Донбассе, они могут переметнуться на всю территорию Украины.

Читайте также по теме