Ч. Кубат: «Министра Петренко можно преследовать уголовно за гонение на КПУ»

В Украине с 2014 года идет война, наблюдается множество новых, неведомых нам ранее процессов, которым сложно дать оценку, тем более находясь в этой среде. Запрет КПУ, люстрация в Украине, выборы в самопровозглашенных республиках, а также о том, каким может быть будущее нашей страны в интервью ГолосUA рассказал доктор юридических наук, чешский адвокат Честмир Кубат.

— Коммунистам запрещено использовать название партии, свою программу и идеологию на выборах. В связи с этим они вынуждены идти на предстоящие выборы в местные советы с политическим образованием «Нова держава». О чем это может говорить?

— То, что коммунисты вместе с другими партиями идут совместно на выборы – это нормально. Но ненормально то, по какой причине они вынуждены войти в коалицию со своими партнерами и выступать на выборах под другим названием. Я думаю, это снижает легитимность выборов, поскольку дело об отказе коммунистам идти на выборы засвидетельствовано не судом, а министерством юстиции, что не имеет надлежащей юридической основы. Это противоречит украинской Конституции, а также Европейской Конвенции о правах человека – право на выражение своих взглядов и так далее. В Украине был целенаправленно против коммунистов написан и принят закон о декоммунизации. Власти просто боятся своих конкурентов, и административным образом их репрессируют.

— То, что сейчас происходит с радикалами – это тоже устранение конкурентов или другие процессы?

— Явление устранения конкурентов часто имеет материальную подоплеку. К сожалению, в Украине сложно разобраться в причинах происходящих процессов, но мне кажется, что внутренняя политическая ситуация слишком зависима от заграничного влияния. Есть проамериканские, прорусские силы в Украине, еще накладывается собственная украинская история, потому очень сложно добиться единогласия и понимания того, какие силы влияют на вас.

— Какой из выборных процессов в Украине можно со стороны назвать самым «грязным»? И есть ли шанс провести нынешнюю кампанию более чисто?

— Демократический выборный процесс в Украине после того, как недемократическим путем к власти пришли нынешние политики, невозможен. Власть Януковича закончилась антиконституционным путем. Если первоначально прийти к власти нелегитимным путем, то о демократии говорить неуместно.

— Вы будете наблюдателем на предстоящих выборах?

— Не планирую. Никто меня не приглашал, да я и сам не могу.

— Украина упростила режим пересечения границы с Польшей, ради выполнения обязательств перед ЕС может согласиться на прием беженцев. Это реальный сценарий или беспочвенные предположения?

— Украина сильно боится беженцев из Сирии, Африки, но сама представляет собой страну с большим количеством мигрантов. Число украинцев, работающих за границей, исчисляется миллионами, может даже эта цифра уже и достигла 10 миллионов. Я не могу сказать, что украинцы, работающие, к примеру, в Чехии — плохие. Я однажды встретился с украинцем, который помогал проводить ремонтные работы в нашем доме. Мне было приятно с ним общаться – это был человек с высшим образованием, грамотный, интересный, который в Украине просто не мог найти работу. Это ужасно, когда умный, образованный человек вынужден заниматься столь унизительной работой. Но есть еще один для меня не самый приятный вид украинцев, которые едут заграницу не для того, чтобы работать, не потому, что не могут выжить в своей стране, а люди, которые не знают, чем заняться. Вот они у нас в Чехии организовали свой Майдан – поставили в центре Праги палатку и митингуют, протестуют – это мне не нравится, скажу честно.

— Каким вы со стороны видите путь Украины к успеху?

— Я не думаю, что вам стоит изобретать некий уникальный путь. Но у вас присутствует серьезная внутриполитическая проблема – все находится в руках олигархов и, конечно, добровольно они не откажутся от своей власти и возможностей. Этих олигархов надо устранить от государственной власти – это то, что удалось сделать Владимиру Путину в России. После этого нужно будет ввести прогрессивные налоги, создать хорошую налоговую политику. Надо перестать брать займы, потому что сейчас все инвестиции Украина делает в погашение бывших долгов, инвестиции на продолжение гражданской войны, подавление сограждан на юго-востоке, и инвестиции в сохранение фашистского режима. А все остальное еще раскрадут эти олигархи, не привнеся ничего нового. Этому надо положить конец. Украина очень богатая страна – у нее огромные природные богатства. И ее успех зависит от политического климата.

— На предстоящих выборах каким образом вы посоветовали бы выбирать кандидатов?

— Прежде всего, надо выбрать тех, кто не будет заниматься национализмом, нацизмом — надо положить конец русофобии. Россия не агрессор по отношению к Украине. Эта внутренняя пропаганда против украинских сепаратистов — очень опасна, она отделяет Украину от всего мира, — от России, от Европы, ведь ценности мировой цивилизации не заключаются в фашизме и нацизме.

— Сейчас многие обвиняют США в том, что они слишком лезут во внутренние дела Украины, — в том числе, — в предвыборные процессы. Зачем они это делают?  

— У Украины есть историческая связь с Россией. Но США решили переориентировать вашу страну в сторону запада. Не напрасно Виктория Нуланд проговорилась о 5 миллиардах долларов, которые Штаты вложили для того, чтобы, как она выразилась, «украинский народ имел правительство, которое заслуживает себе». Но это, конечно, были деньги на подрыв тогдашних властей, на переориентацию Украины с востока на запад. Воевать в стране до последнего украинца – это цели США. России это не нужно, она заинтересована в развитом соседе. Сейчас дела Украины будут решаться на международном уровне, от вас ничего не зависит. Итог сражения между Россией и США на территории Украины будет зависеть от того, что решат на высшем уровне.

— В ООН заявили, что проведение выборов в «ЛНР» и «ДНР» противоречат минским договоренностям. Так ли это с юридической точки зрения?

— Самый важный орган ООН – Совет безопасности, а слова других органов не имеют такого значения. Минские соглашения не ограничены одним этим пунктом. А проведение выборов – это ответ этих самопровозглашенных республик на политику Киева, который якобы пытается внести в Конституцию изменения относительно статуса этих территорий. Даже попытки провести новый закон, который бы внес определенность в статус юго-восточных территорий, прошли в Киеве с серьезных столкновений (бой 31 августа под стенами ВР – ред.).

— На Венецианской комиссии рассматривают легитимность закона о «декоммунизации». Может ли комиссия его аннулировать и выполнят ли ее указание украинские власти?

— Решения комиссии носят лишь рекомендательный характер, а не обязывает украинские власти их исполнять. Я не сомневаюсь, что представители комиссии будут рассматривать этот вопрос с точки зрения нарушения конвенции по правам человека, итог будет для здешних властей отрицательным, коммунисты добьются своего. Но сомневаюсь, что это изменит дела в Украине.

— Сейчас КПУ и Минюст регулярно сталкиваются в суде…

— Надо сказать, что ситуация характеризует всю систему. Но ваши суды пока еще являются исключением – исполнительная власть полностью в руках революционеров, а судебная система – это более тонкое дело, и власть регулярно показывает им свои зубы. Ни полиция, ни прокуратура никак не отреагировали, когда во время заседаний напали на адвокатов – это свидетельство фашизма на Украине. Если официальные органы генпрокуратуры, Центризбиркома, отдел полиции позволили цивильным боевикам во главе с Андреем Лозовым напасть на меня и еще одного господина, и при этом не препятствовали, не дали развить дело — это подмена государственной власти неофициальными образованиями. Это характеризует весь существующий процесс в Украине. Я думаю, что итог этого суда будет самым важным для украинского общества. Ведь если и судейство становится фашистским, то это окончательное поражение. Сегодня мы увидели, что в суде снова затягивают процесс, причем это противоречит интересам Компартии, поскольку выборы назначены на 25 октября. Министр юстиции забыл о европейской конвенции по правам человека. В статье 10 указано, что человек имеет право самовыражаться, конечно, это можно делать даже посредством символики. Название Компартии, ее символика не несут какой-либо угрозы стране. В суде сказали, что коммунизм – это тоталитарное прошлое. Но ведь программа партии была утверждена многократно после отказа от советского режима, и в двухтысячных годах разве видел кто-то тоталитарное действие со стороны коммунистов? Нет. Раз в 2003 году одобрили программу КПУ, ее название, то, как могут сейчас за это зацепиться? Это дурной закон по всем параметрам, действовать на основании этого закона неразумно. Мало того, господина Петренко, министра юстиции, можно уголовно преследовать за то, что распорядился запретить КПУ. Минюст таким образом выступает политическим, а не юридическим органом. Пусть они почитают решения европейского суда по делу Венгрии – они ничего не знают, но доказывают свою правоту.

Читайте также по теме