Многие водители и коммунальные службы не рады зимней погоде, потому что дороги традиционно сковывают пробки, проехать по улицам столицы становится сложнее. Гололед и снег провоцируют множество аварий, а работа общественного транспорта замедляется в десятки раз. В интервью для ГолосUa Дмитрий Беспалов, эксперт по транспортному планированию, анализирует, как зимние погодные условия влияют на транспортную инфраструктуру.
— Как изменилась работа транспортной инфраструктуры в период неблагоприятных погодных условий зимой?
— Неблагоприятные погодные условия увеличивают задержку трафика. Это происходит из-за смены параметров работы: характеристики полотна, изменения скорости, где-то создаются узкие места, также провоцируются ДТП. От этого транспорт ходит реже.
Пропускная способность транспортной сети уменьшается. Также транспортная система из-за осадков реагирует ростом задержек на 20-30%. В таких условиях на дорогу тратится больше времени.
Также городской общественный транспорт реагирует на плохую погоду хуже межгородского, потому что иногда заледеневают сети, трамваи сходят с рельсов на разных участках, особенно если они обслуживаются не должным образом.
— Как в Украине работает техника для чистки улиц в снегопад?
— Киев выводит на улицы большое количество техники, но она работает не оперативно. К слову, в Киеве около 300-х единиц техники, но эффективной работы от этого мало.
Когда в столице выпал первый снег, мэр отправил всю технику для уборки улиц. Но он не учел тот факт, что нужно было подготовить машины до часа-пик. Техника, вместо того, чтобы эффективно работать, стояла в пробках вместе с основным потоком. Таким образом, задержек стало еще больше. Это выглядело, как замкнутый круг.
В таких ситуациях правильнее было бы, чтобы машины выехали заранее, хотя бы за несколько часов до снегопада. Я думаю, что у Киева достаточно техники, возможно, даже с избытком. Но вопрос в экономике: выгоднее переждать снегопад, чтобы люди воздержались от поездок, имея небольшое количество техники, чем закупить множество машин, которые работают эффективно только раз в году.
Хотелось бы, чтобы у Киева была не только правильная техника, но и грамотная аналитика, которая позволяет машинам максимально эффективно работать
— Приспособлен ли украинский транспорт для езды по улицам в гололед?
— Нет, на плохую зимнюю погоду украинский транспорт и его нормативы не рассчитаны. Украинская транспортная инфраструктура рассчитана на то, что проезжая часть основных улиц и магистралей будет посыпана солью или другими реагентами, из-за которых гололеда не будет. Также сама техника не приспособлена на период гололеда или снегопада для езды по улицам. У машин нет шипованой специальной резины, цепей, буферов. А на некоторых улицах Киева зимой без специальных приспособлений ездить невозможно и даже опасно.
Например, улица Шелковичная с повышенным уклоном в зимнее время превращается в ад для водителей. Некоторые не могут подняться, а другие просто не рискнут начинать подъем или спуск.
Украинский транспорт рассчитан, что у города есть система экстренной эксплуатации, которая готовит основные артерии к плохим погодным условиям.
— Как передвигается габаритный транспорт в Киеве в период плохих погодных условий зимой?
— С 2013 года существует постановление, что город может включать режим определенной чрезвычайной ситуации в период плохих погодных условий и не запускать грузовой транспорт с 19:00 вечера до 10:00 утра. Нового постановления нет, а значит, по настоящий момент Киев должен придерживаться этого документа. Но дело в том, что само постановление не помогает задерживать транспорт. Здесь нужно участие полиции, а она не всегда может и хочет этим заниматься. На это, как правило, выделяются значительные ресурсы: нужно объяснить водителям ситуацию, а также обеспечить места для отстоя. Потому что стоять вдоль трасс небезопасно. Столица к таким выполнениям инструкций не приспособлена. Поэтому передвижение габаритного транспорта в период плохих погодных условий в Киеве не контролируется.
— Какая загруженность у коммунального транспорта в период снегопадов?
— У коммунального транспорта есть проблема: он не оптимизируется под один пассажиропоток, и, как правило, не создается резерв проводной способности. То есть, транспорт рассчитан под существующее количество людей, а когда происходят чрезвычайные ситуации и граждане должны пересесть на общественный транспорт, оказывается, что он не готов принять дополнительных пассажиров. Поэтому и падает пассажиропоток в общественном транспорте. Граждане ищут альтернативу, чтобы лишний раз не пользоваться украинским общественным транспортом.
«Метрополитен» в тяжелом положении в этом плане. За 2021 год киевский подземный транспорт провез 800-900 тысяч пассажиров в сутки. На данный момент, у «Метрополитена» падает пассажиропоток. Также в метро длинные интервалы между прибытием поездов. В период праздников они и вовсе увеличились. Это говорит о том, что в вагонах нужно соблюдать одинаковую плотность пассажиров.
— В Дарницком управлении захотели купить и использовать для расчистки улиц не обычную соль, а с ионами. Введут ли такое решение?
— Для того, чтобы убрать с дорог лед, власти используют самый дешевый способ решения проблемы — это техническая соль. Она очень вредит машинам, тротуарам, а также жизням растений. Альтернатива обычной соли — органика. Но она в 5 раз дороже. Поэтому, власть пришла к такому решению, что не имеет смысла переплачивать и получать идентичный результат.
— Практикуется ли подогрев дороги в Украине?
— Мне кажется, делать экономические расчеты по теплотрассам в Украине не получится. Потому что экономически выгодней посыпать опасные участки дороги соответствующими реагентами и ожидать аккуратной езды водителей. Подогрев дороги в Украине — это побочная функция от транспортных сетей, которые проложенные вдоль магистралей. Возможно, это говорит о теплопотерях, в таком случае было бы логичнее отапливать тротуары, но опять-таки это дорого. Ни один город в Украине не потянет подобные энергозатраты.