Д. Богатырев: «В Украине крайне сложно провести грань между добровольцем и наемником»

25 июня в парламентской газете «Голос Украины» был опубликован закон согласно которому иностранные граждане, а также лица без гражданства, принимавшие участие в защите территориальной целостности страны, смогут с 25 августа по упрощенной процедуре получить украинское гражданство. О том, почему такой закон был принят только спустя пять лет после начала конфликта на Донбассе и насколько он может быть выгоден стране, корреспондент ГолосUA побеседовал с политическим экспертом Украинского института анализа и менеджмента политики Даниилом Богатыревым.

— Даниил, как вы считаете, почему данный закон был принят именно сейчас, а не ранее?

— Подобные законодательные инициативы обсуждались еще с 2014 года. И по истечении пяти лет можно с уверенностью говорить о том, что боевые действия на Донбассе идут вовсе не по территориальному или гражданскому, а именно по идеологическому признаку.

За рубежом есть немало людей, которые идеологически сочувствуют украинской стороне и приезжают на Донбасс либо в качестве волонтеров, либо же с целью принять участие в боевых действиях. Поэтому предложение со стороны украинских властей предоставить таким лицам украинское гражданство – вполне логично.

В первую очередь, это предложение касается тех иностранных граждан, которые желают принять участие в конфликте на стороне Украины и приезжают из России, Беларуси и других стран Евразийского экономического союза. 

Но при этом, стоит не забывать, что после возвращения к себе на родину, эти граждане, согласно местному законодательству, могут быть наказаны. А потому, многие из них крайне заинтересованы в получении украинского гражданства.

Кроме того, у этого закона может иметь и другая подоплека. Сейчас во многих странах происходит политика по либерализации выдачи своего гражданства. Подобной деятельностью занимаются не только некоторые соседи Украины – Россия, Польша, Венгрия, Румыния, но и страны Европейского союза.

Прежде всего, это связано с возросшей конкуренцией за рабочую силу на мировом рынке. Государствообразующие народы европейских стран вымирают, а потому им нужен приток новых лиц, которые не только будут работать непосредственно на предприятиях, но и служить в армии.

— Насколько данный закон выгоден для страны?

— Данный законопроект для Украины исключительно выгоден. Но дело в том, что он предоставляет право на украинское гражданство только очень узкой категории иностранных граждан.

Учитывая, сколько людей выезжает из Украины, следовало бы расширить перечень тех категорий иностранных граждан, которые могут претендовать на украинское гражданство – это могли бы быть как трудовые мигранты, так и высококвалифицированные специалисты и т.д.

— В связи с тем, что на украинской стороне воюет немало иностранных граждан, на основе чего можно будет понять, кто доброволец, а кто – нет?

Эти вопросы регулируются международным гуманитарным правом, в частности Гаагской и Женевской конвенциями, где четко прописаны понятия наемничества и добровольчества.

Согласно данным документам, иностранные граждане могут воевать в армиях других государств, если они сочувствуют им идеологически и при этом не нести за это никакого наказания. Но есть одно отличие наемника от добровольца.

В отличие от наемника, доброволец обеспечивается денежным и котловым довольствием, вооружением, а также всем необходимым на уровне с военнослужащими армии принимающей стороны.

Если же у него денежное довольствие выше (в Украине, как правило, в разы), потому что иностранным специалистам зачастую платят больше, то в международных судах это квалифицируется как наемничество.

Но главная проблема в том, что в украинских условиях крайне сложно провести грань между данными понятиями, потому что ранее были так называемые «добровольческие батальоны», которые с 2014 по 2016 годы не были включены в структуры МВД, ВСУ, СБУ и т.д.

— Как быть с иностранными гражданами, которые воюя на стороне Украины, совершили военные преступления — можно ли их будет привлечь к ответственности на международном уровне?

— Под действие международных конвенций, которыми определяется понятие «военного преступления», попадают все без исключения вооруженные формирования – как законные, так и незаконные, присутствующие в зоне боевых действий на конкретной территории.

Если совершенное ими преступление задокументировано, то все они могут расследоваться в рамках международных судов и на их основании могут выноситься соответствующие приговоры.

Но дело в том, что Украина до сих пор не ратифицировала Римский статут, позволяющий создавать международные трибуналы по вооруженным конфликтам.

— То есть, выходит, что если Украины не ратифицировала Римский статут, то этих лиц более нельзя будет привлечь к ответственности за совершенные ими преступления?

— Их можно будет привлечь к ответственности только по украинскому законодательству, где все эти нормы международных статутов имплементированы. К примеру, в украинском законодательстве есть понятие «военного преступления. Ранее, военный прокурор Анатолий Матиос уже сообщал о количестве возбуждённых уголовных дел за совершение военных преступлений украинскими военными. Но при этом нельзя игнорировать и составляющую политических мотивов, по которой тех или иных лиц не захотят привлекать к ответственности за совершенные ими преступления.  

Читайте также по теме