В прошлом году в Украине прошли выборы, в результате которых мы получили нового Президента, состав парламента и Кабинет министров. Также Вадим Пристайко возглавил Министерство иностранных дел, сменив Павла Климкина. За это время произошло немало поводов для того, чтобы проанализировать и сделать некоторые выводы о том, чем же отличается внешняя политика Украины при Владимире Зеленском от внешней политике при Петре Порошенко. Корреспондент ГолосUA пообщался с политическим экспертом Украинского института анализа и менеджмента политики Даниилом Богатыревым о том, какой была внешняя политика страны в 2019 году и какие актуальные вызовы стоят перед МИД в обозримом будущем.
— Даниил, чем отличается внешняя политика нового главы МИД Пристайко от внешней политики при Климкине?
-Первое, что мы можем сказать об отличиях во внешней политике Пристайко от внешней политике при Климкине, – это большая умеренность и конструктивность. Когда Пристайко стал советником Зеленского по внешней политике, а затем и возглавил МИД, он не стал применять жестких, категоричных и ультимативных формулировок, чем был печально известен Климкин. Это касается не только взаимодействия с Россией и диалога с европейскими партнерами – Германией и Францией, но также и диалога с нашими западными соседями — в частности, с Венгрией, с которой у нас были большие проблемы. В целом, сейчас наблюдается конструктивизация и профессионализация внешней политики.
С конца лета прошлого года проводилась достаточно системная работа МИДа и Офиса Президента по вопросу о деэскалации вооруженного противостояния на Донбассе и улучшения гуманитарной ситуации. Была достигнута договоренность об обмене удерживаемыми лицами и улучшения гуманитарной ситуации. Также были определены сроки разведения в трех пунктах на линии соприкосновения. В Трехконтактной группе с боем против Кучмы Украина все-таки подписала согласованный текст формулы Штайнмайера. Все это показывает готовность нынешнего МИД идти на конструктивные компромиссы.
При Климкине внешняя политика не была системной и носила ультимативный характер, диктовалась из Администрации Президента и всецело подчинялась избирательной кампании тогдашнего президента Петра Порошенко.
Порошенко неоднократно высказывал ориентированные на аудиторию внутри страны националистические лозунги, что в итоге портило отношения в первую очередь с нашими западными соседями. Мы помним, какое негативное влияние оказывала деятельность главы Украинского института национальной памяти Владимира Вятровича.
Климкин и Порошенко наплодили очень много проблем во взаимоотношениях с Венгрией, и решить их во многом не удалось до сих пор. Тем не менее, Венгрия постепенно смягчает свою риторику в отношении Украины, надеясь на то, что нынешнее руководство страны найдет способы купирования имеющихся проблем.
— Со времени своего избрания на должность Президента Владимир Зеленский выступил в ООН, посетил США, где встретился с президентом Дональдом Трампом, принял участие во встрече в «нормандском формате» в Париже, а также сделал ряд иностранных визитов… Как, на ваш взгляд, он представляет Украину в мире?
— Зеленский делает это по-разному. Там, где Президент говорил от себя или как минимум самостоятельно перечитывал тексты, которые ему предоставляют помощники, он создавал впечатление искренности и готовности к диалогу. В качестве примера можно привести как встречу в «нормандском формате», так и встречу с президентом США Дональдом Трампом, где Владимир Зеленский был достаточно искренен. Но при этом в США, в связи с делом экс-вице-президента Джозефа Байдена и процессом импичмента в отношении Трампа, у нашей страны сложился довольно токсический имидж, который оказывает влияние на взаимоотношения Украины с другими странами.
— Ранее Зеленский назначил заместителя министра иностранных дел Украины Сергея Кислицу на должность нового постоянного представителя Украины при Организации Объединенных Наций… Как в данной международной организации будет представлена Украина при Кислице?
— Данная должность имеет прежде всего показательный или даже лучше сказать – «показушный» характер. Реальные вопросы международной политики решаются вовсе не там, а непосредственно в посольствах. Постпред при ООН нужен только для того, чтобы на заседаниях генассамблеи или Совета безопасности зачитывать заранее согласованную с МИД позицию Украины по тому или иному вопросу. В связи с этим можно отметить гораздо более знаковое назначение Владимира Ельченко послом в США.
— После того, как Мари Йованович покинула Украину, США до сих пор не назначили посла, сменив временно поверенного Уильяма Тейлора на Кристину Квин… Почему в Вашингтоне пока что видят необходимости в назначении нового посла в Украине?
— Имидж Украины в США крайне токсичен как в среде демократов, так и в среде республиканцев. А то, что вместо посла был назначен очередной Временный поверенный, говорит лишь о том, что на данный момент нет подходящей кандидатуры на эту должность.
На протяжении нескольких лет в американских администрациях Украиной занимались преимущественно демократы. Причем демократы самого радикального глобалистского толка из окружения Клинтон, к примеру, Виктория Нулланд и Мари Йованович. Что же касается Уильяма Тейлора, то его нельзя назвать столь приближенным к этой группе, но, тем не менее, он был задействован в Украине еще до Оранжевой революции. Разумеется, в текущих обстоятельствах, в условиях мощнейшего противостояния с демократами Трамп не может назначить ни одну из демократических креатур курировать Украину.
Временный поверенный обладает гораздо меньшими полномочиями, чем посол, поскольку дипломатов на данной должности гораздо легче контролировать как через Администрацию Президента, так и через Государственный департамент.
— Как вы считаете, что может изменить анонсированный визит в Украину государственного секретаря Майка Помпео?
— Трамп в связи с процедурой импичмента заинтересован в том, чтобы достать все компрометирующие Байдена документы. В том числе и те, которые находятся в Украине. После чего, предъявив их общественности, тем самым уничтожить политическую карьеру Байдена.
Данный ход крайне необходим Трампу в преддверии выборов, и работу над ним нужно начинать уже сейчас, потому что украинская власть не желает отдавать эти документы.
В свою очередь Зеленский, боится повторить ошибку Порошенко, который в 2016 году однозначно поставил на победу Хиллари Клинтон. Следовательно, на протяжении ближайшего полугода американцы будут активно работать с украинскими властями для получения вышеназванных документов. Отсюда можно сделать вывод, что цель визита Помпео состоит именно в этом. На публику же будут говорить о военной помощи, стратегическом партнерстве и прочих дипломатических, ничего не значащих формальностях.
— В прошлом году прогремел скандал по поводу продажи предприятия «Мотор Сич» китайской компании Beijing Skyrizon Aviation, когда в страну прилетел тогдашний советник Трампа по национальной безопасности Джон Болтон и убеждал власти не делать этого… После чего проявило публичную активность Посольство Китайской Народной Республики вУкраине… Как вы считаете, может ли Китай в обозримом будущем занять весомое место во внешней политике Украины?
— Китай – это единственная страна, которая может выступать альтернативным центром силы для Украины, в условиях испорченных отношений с Россией. Также Китай – это единственная страна, обладающая деньгами, которыми можно перекредитовать все те кредиты МВФ, которые Украина уже не в состоянии отдать. Рано или поздно, в будущем этот вопрос, безусловно, актуализируется. Но его решение станет невозможным, если окончательно испортить отношения с Пекином. Произошедшие в прошлом году прецеденты с «Мотор-Сич» и визитом украинских радикалов в Гонконг как раз и создают предпосылки для этого.
Отношения с Китаем нужно налаживать системно. В украинском МИД очень слабо развито направление китаистики. Да и ученых, занимающихся китаистикой, в Украине крайне мало, в отличие от той же РФ, в вузах которой очень популярно направление востоковедения, где пишут кандидатские и докторские диссертации по экономике, политической системе и международной политике Китая. В Украине же ничего подобного нет вообще. В сложившихся условиях пора задуматься о необходимости разработки направления китаистики и набирать в МИД соответствующих специалистов.
Партнерские взаимоотношения с Китаем Украине в ближайшем будущем очень пригодятся, в силу того, что Пекин обладает ресурсами и потенциальным интересом для восстановления хотя бы какого-то промышленного и транзитного потенциала Украины. Ни США, ни Евросоюз в этом не заинтересованы, но Китай в рамках проекта Нового Шелкового пути, технологий, которые он может здесь почерпнуть и также поставок своих товаров в Украину, заинтересован в этом.
— В конце года встал ребром вопрос подписания контракта на транзит российского газа в Евросоюз… В итоге, его все же удалось подписать… Какой в обозримом будущем будет роль украинской ГТС во внешнеполитической повестке?
— Роль украинской ГТС снижается с каждым годом по мере введения в эксплуатацию очередных ниток Северного и Турецкого потоков. Единственное, что спасает её сейчас, – это наращивание потребления газа в Европе, в частности, в Германии из-за закрытия местных АЭС. Поэтому возможности для транзита газа через украинскую ГТС в ближайшие годы будут сохраняться.
При этом стоит отметить, что руководство «Нафтогаза» стало той стало самостоятельной политической силой, саботировавшей подписание контракта на транзит газа в Европу. Несмотря на то, что это государственная корпорация, руководство которой должны менять «на раз-два», глава правления Андрей Коболев и исполнительный директор Юрий Витренко откровенно саботируют указания Президента и его политику. Все это является возможным только потому, что у Коболева за океаном есть покровители, которые стремятся скупить за бесценок украинскую ГТС в том случае, если она прекратит функционировать.
— После встречи в «нормандском формате» в Париже в украинском МИД снова высказались о необходимости ревизии Минских соглашений… Как вы считаете, будут ли в МИД и далее звучать подобные заявления и какова может быть реакция западных партнеров?
— Предлагаться эти идеи, конечно же, будут, но реализовать их не удастся. Нужно понимать, что в ревизии Минских соглашений заинтересован только Киев, причем во внутриполитических целях – чтобы Зеленский мог сказать немногочисленным и националистически настроенным сторонникам Порошенко о том, что власть не намерена выполнять прописанные условия.
В свою очередь Германия, Франция и Россия требуют от Украины как раз выполнения Минских соглашений без их переписывания. Никто на это не согласится. В итоговом коммюнике по итогам встречи в Париже была прописана необходимость выполнения как комплекса мер по выполнению Минских соглашений от февраля 2015 года, так и самих Минских соглашений от сентября 2014 года.
То, что подобные документы подписываются, говорит о том, что международные партнеры не допустят переписывания Минских соглашений. Возможность же ревизии оных представляется такой же фантастикой, как полет украинского космического корабля на Марс.
— Как вы считаете, как тема открытия рынка земли будет иметь значение во внешнеполитической повестке Украины?
— Внешние силы влияют на открытие рынка земли посредством МВФ, и, как мы видим, украинские власти намерены выполнить это требование во что бы то ни стало и в ближайшие сроки. Сейчас власть обладает политической волей довести этот вопрос до конца и через колено переломить 60% населения страны, выступающего против открытия рынка земли. После принятия соответствующего закона, скупкой земли займутся как украинские компании, так и местные олигархические холдинги, и в перспективе 1-3 лет будет скуплена вся земля.
— Какие последствия будет иметь скупка земли?
— Украина тут же столкнется с массовым исходом населения из села. Поэтому хорошо, что Украина имеет безвизовый режим с Евросоюзом. Я это говорю без иронии, поскольку в поисках работы данное население двинется на заработки в Польшу, а не поедет в украинские города.
Крупные агрохолдинги требуют гораздо меньшего количества сотрудников, поскольку за счет механизации и технологий у них значительно большая производительность труда. Возможно, Украина даже будет бить рекорды по урожаям зерновых и прочих культур, но данная продукция будет идти на экспорт. Что же касается цен на продукты для местного населения, то есть вероятность, что они будут расти из-за возможностей монопольных сговоров.
— Каково качество сотрудников украинского МИД на данный момент?
— Качество кадров в среднем и нижнем звене не изменилось со времен Климкина. Хотя Пристайко, безусловно, лучше Климкина. Что касается верхних звеньев, то здесь ситуация нормализовалась. Это видно на примере того, что министерство покидают откровенные националисты, такие как Елена Зеркаль, но при этом мы наблюдаем продолжение истории с высказываниями консула в Гамбурге Василия Марущинца.
Основная проблема нахождения Марущинца в МИД не столько в том, что он нацист, сколько в том, что он – дегенерат, лишенный такта, образования и соответствующей профессиональной подготовки. Его публикации интересны не столько в смысле идеологической нагрузки, которая, безусловно, возмутительна, сколько с точки зрения орфографии, грамматики и стилистики текста. Дипломат так не пишет. И если такие люди остаются в МИД, то это большой позор и сигнал к тому, что нужно изменять кадровый состав на «нижних и средних этажах» министерства. Справедливости ради, стоит отметить, что МИД судится с Марущинцем, и, думаю, восстановиться в должности ему не дадут.
Кроме того, стоит упомянуть, что в последние полгода во внешней политике отличается результативностью помощник Зеленского Андрей Ермак. Несмотря на то, что он не является сотрудником МИД, но в Офисе Президента именно он выполняет самые сложные переговорные задачи, курируя все те не публичные переговоры, которые относятся в том числе и к обмену удерживаемыми лицами, разведению войск и к другим подобным вопросам. Не исключено, что в будущем Ермак, если он в этом заинтересован, действительно мог бы стать не плохим министром иностранных дел.
— Ранее вы отметили, что внешняя политика Украины носит одновекторный характер, а другие международные направления не развиваются… Могли бы вы более подробно объяснить, как обстоят дела в направлении других стран, помимо Евросоюза и США?
— В структуре МИД существуют 1-й европейский департамент, 2-й европейский департамент, а также – Департамент Евросоюза и НАТО, отвечающие за страны Европы и Северной Америки. Именно это направление можно назвать наиболее развитым. Такая ситуация наблюдается в МИД как минимум со времен Ющенко (структура и названия департаментов менялись, но приоритетные направления – нет). Все остальные направления просто «задавлены».
Имеются большие проблемы с подготовкой профессиональных кадров в той же Дипломатической академии при МИД. Несмотря на то, что по факту она называется академией, в действительности она занимается только переподготовкой сотрудников МИД в плане изучения иностранных языков, но никак не в направлении аналитики и изучения стран, чем академия должна заниматься по своему профессиональному профилю.
Даже когда существовала магистерская программа «Внешняя политика», в академии наблюдался сильный перекос в направлении Евросоюза и НАТО, тогда как по всем странам Азии не было создано ни одной кафедры.
Внешняя политика Украины исключительно одновекторна и «заточена» под Евросоюз. Хотя стоит отметить, что сейчас Зеленский пытается развивать торговые отношения с другими странами, к примеру, в конце прошлого года он посетил Азербайджан. Но особо предметных результатов данного визита я не могу назвать, потому что Украине пока нечего предложить таким странам. То, чего добился Зеленский во время данного визита, – вовсе не тот уровень взаимодействия, который можно было бы развить при наличии системного подхода к изучению и налаживанию взаимоотношений с такими странами, как Азербайджан. Что, в свою очередь, является следствием перекоса в направлении Евросоюза и НАТО и в ущерб взаимоотношениям со всеми остальными странами.