Д. Дюжев: «В какой-то момент я хотел уйти из профессии»

Во время съемок шоу «Добро пожаловать» на телеканале «Украина» актер рассказал, что помогло пережить ему утрату близких, кем бы он мог стать, если бы не стал актером и насколько легко ему далась роль отца Иова в фильме «Остров».  

«ХОТЕЛ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ, А ПОСТУПИЛ В ТЕАТРАЛЬНЫЙ»

— Дмитрий, вы ведь из актерской семьи. Ваш папа  был актёром. Это сыграло роль в вашем становлении?

— Да. Конечно, это тоже сыграло роль, что папа актер из театра. Школе не хватало мальчиков. Мальчики не шли на художественно-эстетическое направление. И в танцевальных кружках не хватало 9 мальчиков. И папе говорили, ну отдайте сына.  А я хотел на экономическое направление. Тогда только кооперативы, бизнес только в России начинался. Начало 90-х. И родители, и учителя стали уговаривать меня, что не нужно дальше продолжать настаивать на экономическом  направлении. Туда нужно экзамены сдавать, а  вот на художественно-эстетическое направление  берут сразу.

— Наверное, не очень ошибусь, если скажу, что ваша звезда взошла после выхода сериала «Бригада». Тем ни менее, многие актеры получив хороший старт – становятся заложником одной роли. Вы смогли этого избежать, поэтому хотелось бы поговорить о  фильмах, которые были после «Бригады». Правда, что предлагая роль в «Каникулах строгого режима» вам по сути дали на размышление чуть более дня?

Да. Это было внезапно. Конечно, я принял эту роль оперативника, как вызов. Поэтому, чтобы сыграть оперативника, нужно понимать, какие они. Нужно понимать, что это за специфика профессии. Тебе должны поверить. И мы с ним решили, что мы делаем короткие прически, мы красим волосы в белый цвет. И решили, что он таким должен быть, как мальчишки белокурые. Существует же стереотип, что светлые мальчишки не могут быть плохими. Вот человек со светлыми волосами — это добро, это свет, это позитив.

— Как вам в роли пионервожатого?

— А я был пионервожатым когда-то. Я даже ездил на море со своим другом, который учился вместе со мной в школе для одаренных детей. А потом он пошел в пединститут «на языки», а я уехал учиться в Москву в театральный.

— Кажется вы даже должны был поехать в "Артек", но что-то помешало…

— Вообще-то, кто не мечтал об "Артек"? Это был седьмой класс. Я был членом Городского пионерского штаба. У меня висели три значка как три ордеа: пионер, старший пионер и член Городского пионерского штаба. Значок активиста. Я был на доске почета. И меня за успехи наградили поездкой в «Артек». Я должен был ехать в "Артек" детом, а весной отменили пионерию.

«РОЛЬ – ЭТО НЕ ВСЕ. ВАЖНА АТМОСФЕРА»

— Расскажите о съемках фильма «Остров», в котором  вы сыграли отца Иова.

— Непосредственно на съемочную площадку я ехал из Питера. Там я у Балабанова снимался в картине "Мне не больно". И после съемок поехал к Лунгину на съемки "Острова". Мурманская область. Я приехал. Какой-то парень ко мне подошел на платформе. Начал со мной разговаривать: "Что? Как доехал? ". Я с этими сумками, книгами. Какая-то музыка на этой платформе. Уже пустой, потому что люди разошлись. Я не понимаю, кто меня встречает. И уже говорю: " Слушай, ты извини. Я жду. Меня должны встретить. "А он говорит:" Я тебя встречаю. Пойдем. "Идем к этой машине, откуда этот звук». Музыка гремит на всю.

Я сажусь к нему и говорю: "Слушай, ты извини. Уменьшим музыку. Потому что у меня так голова болит. Я сейчас к роли готовлюсь. Мне сейчас немного не того…" Он удивился так. Ему сказали: "Встретишь артиста".  Он говорит: "Что надо, сейчас все будет." Я говорю: "Ничего не надо. Просто выключи и уехали" . Всю дорогу молчал. Привезли меня туда. Это Карелия, белое море. И там на берегу стоял туристический городок с коттеджей. Белый снег, везде ровный, ни следа. То, что называется "первозданность". И он говорит: "Вот."  Я говорю: "А кто встречает меня?" Он мне: "Я не знаю. Мне сказали привести, вот я и привез".  Я выхожу из машины, иду по этому белом снегу. Тишина полная. Дома эти закрыты. Ни съемочной площадки, никого. И вдруг из дома блондинка в белой дутой куртке веселая такая: "Дмитрий! Привет!" Я говорю: "Привет!" а она: "Заходи к нам". Я говорю: "Я на работу приехал." Она: "Здесь! Здесь работа! Заходи! И Лунгин здесь!" Я не понимаю, что происходит.

— Наверное очень трудно было сыграть роль?

— Роль — это не все. Здесь важно было состояние. Монахи ведь живут совсем в другом мире – в мире замкнутом. Они постоянно читают. У них другие глаза. Они просыпаются. В пять утра у них первая молитва для монахов. Потом только в девять литургия начинается. И эти пять часов они не включают свет, они в темноте, они это читают, они это поют хриплыми сонными утренними голосами. Только образы освещаются, и только это сияние образов золотых. И с этим чувством нужно это играть. И вдруг я попадаю в такую ​​ситуацию. Лунгин нас собирает — Мамонова, Сухорукова, меня. Он говорит: "Мне нужно вам сказать, что я собирал съемочную группу не по фанатизму и религиозности. Это все профессионалы своего дела, работники"Мосфильма". Поэтому не обращайте внимания. Мы о своем знаем, а они по-своему работают. Это мой личный поиск, что такое вера, кто такой святой, что такое чудо. И вам каждому есть, что сказать об этом. Давайте искать вместе." И вот тогда мы начали работу. Мы делали этюды, мы придумывали сами, мы ему предлагали, он это все перестраивал иначе. У нас было два монаха: отец Косьма и еще один монах. По-моему, из Донского монастыря. Замечательные люди, которые живут в Москве в монашестве. Они нас консультировали: что можно брать, как нужно брать, как он может говорить, как он не может сказать, какой уровень страстей в сцене, конфликт можно себе позволить или нет.

«РАБОТУ СТАРАЮСЬ ОСТАВЛЯТЬ ПЕРЕД ПОРОГОМ ДОМА»

— Вы дома белый, пушистый, молчаливый, уютный, спокойный?

— Нет, дома я разный. Дома слишком мало времени, чтобы переключиться. То есть я пытаюсь за порогом двери оставлять работу, но не всегда получается.

— Когда впервые увидели будущую супругу, сразу поняли, что это ваш человек?

— Да. Независимо от меня, от моих мыслей это произошло.

— В вашей жизни был очень тяжелый период, когда близкие один за одним ушли из жизни: сестра, отец, мама. Что помогло пережить этот период?

— Это произошло все тогда, когда в окна домов постучала "Бригада". Все стали смотреть "Бригаду". Все начали интересоваться мной. А у меня смерти.. одна за другой. Это было очень трудно. Я хотел уйти из профессии. Это было действительно невыносимо.

— Были слухи, что вы собирались уйти в монахи.

— Я жил монастыре несколько дней. В общем, как-то прислушивался к мудрости. Но только радость за своих близких мне помогла быть здоровым человеком. Христианская радость. Здесь для меня было абсолютное убеждение в том, что как бы ни было трудно мне, но для них это спасение, для них это переход к другой вечной жизни.

— Если бы не эта профессия, то что?

— Я думаю, что монастырь.

— Монастырь? Вы об этом говорите с сегодняшней позиции?

— Нет, нет. Сейчас уже куда? Уже жена и ребенок. Куда?

Читайте также по теме