Президентская кампания, которая по факту уже стартовала в Украине, обещает быть очень грязной и весьма неожиданной, прогнозируют политологи. В избирательной гонке непременно будут участвовать силовики, не исключают эксперты. Убедительным «кнутом» влияния на претендентов занять кресло главы государства могут стать уголовные дела против части кандидатов. Своими прогнозами о политических раскладах в ходе предвыборной президентской кампании с корреспондентом ГолосUA поделился политический эксперт Денис Гаевский.
— Денис, на ваш взгляд, может ли единый «пророссийский» кандидат попасть во второй тур президентских выборов?
— Что касается условного единого «пророссийского» кандидата, то не секрет, что сейчас происходит переговорный процесс между Оппозиционным блоком и партией «За життя», которые могут выдвинуть единого кандидата на президентский пост, а затем единой командой идти в парламент. Как эти переговоры закончатся, говорить достаточно сложно, поскольку тот же Оппозиционный блок – это крайне неоднородная структура, там есть разные группы влияния. Там есть группы влияния Лёвочкина, Ахметова, есть Вадим Новинский как автономная единица. Новинский создал «Партию мира», то есть, у него есть соответствующие амбиции. Давать сейчас прогноз, как завершится объединительный процесс, невозможно.
— Если предположить, что такое объединение состоится…
— Понятное дело, если будет единый кандидат, условно говоря, Юго-Востока (я не называю его пророссийским, но если называю, то беру в кавычки), то, безусловно, он имеет хорошие шансы выйти во второй тур президентских выборов. По всей видимости, он будет уже состязаться с Тимошенко.
— Может ли Порошенко в своей предвыборной кампании использовать «российские лекала» — заставить олигархов, как сделал Путин, поделиться с ним медийными и финансовыми ресурсами?
— Думаю, доля истины в тезисе о том, что Владимир Путин является кумиром для Петра Порошенко, не лишена рационального зерна. Безусловно, Порошенко хотел бы иметь ту полноту власти, которой обладает Путин в России. Но в украинских политических реалиях, на мой взгляд, это невозможно, поскольку намного уже ресурсная база, фактически невозможно обеспечить интересы одних финансово-политических групп, не ущемив интересы других финансово-политических групп. Плюс нужно понимать, что на сегодняшний день Украина не является полноценным суверенным государством, ее политический и экономический курс в значительной степени определяется внешними игроками. Такого нельзя сказать о России, хотя она тоже встроена в систему глобального капитализма и систему глобального разделения труда. Но все-таки Россия находится на периферии глобальной капиталистической системы, несмотря на то, что в 2000-ные, по сравнению с 1990-ми, произошел рост экономического и политического военного влияния и военных возможностей России. Поэтому какие-то отдельные элементы российской системы управления в Украине Петр Порошенко, конечно, пытается заимствовать.
— О каких элементах может идти речь?
— Это определенная зачистка олигархов. Мы видим, что те же Коломойский, Фирташ, Тарута уже не обладают весом, который у них был при Януковиче и Ющенко. Также анонсированная Петром Порошенко инициатива регистрации иностранных агентов (это общественные организации и средства массовой информации) — это то, что уже сделано было в России лет 5-10 назад. Эта также усиление влияния президентской ветви власти на силовой блок и на судебную систему.
Отдельные элементы российской системы управления, конечно, существуют, но вести речь о том, что Украина (подразумеваем Порошенко) копирует российскую модель управления и систему принятия решения, мне кажется, нелогично.
— Сегодня нельзя обнулять шансы Порошенко на победу на президентских выборах. Что вы можете сказать о его поддержке со стороны Запада и России?
— Безусловно, в 2014 году Порошенко был компромиссной фигурой, которая, так или иначе, устраивала и западные элиты, и даже отчасти России. Как мы помним, Порошенко шел на свой первый срок под лозунгами компромисса с Россией за несколько недель. К тому же достаточно хорошие отношения были у тогдашнего посла России в Украине Зурабова с Порошенко. Видимо, на это тоже делался расчет, но в итоге он не оправдался. Касательно внешней поддержки тех или иных игроков, думаю, что эти выборы могут стать уникальными в том значении, что никто из кандидатов не будет обладать полноценной западной поддержкой, как это было в 2004 году, когда Ющенко был однозначным западным кандидатом. Такого уже больше не будет. Тем более на сегодняшний день имеется разлад в отношениях между Европейским Союзом и США. Конечно, отдельные западные элиты будут поддерживать тех или иных игроков. Насколько я понимаю, за такими политиками, как, допустим, Яценюк, сохраняются контакты с Демократической партией США, с «клинтонистами». Допустим, за спиной Анатолия Гриценко торчат уши Сороса. Говорить о том, что тот или иной фаворит будет назначен Западом в ходе этой избирательной кампании, не стоит.