Эпидемия коронавируса дала шанс странам Европейского Союза продемонстрировать солидарность и сообща работать над устранением последствий заболевания. Тем не менее, эпидемия в Италии показала неспособность бюрократизированного аппарата Евросоюза к принятию эффективных мер. В итоге, после увеличения количества заболеваний, были принято решение о закрытии границ ЕС сроком на 30 дней. Корреспондент ГолосUA обратился к эксперту Украинского Института политики Денису Гаевскому, чтобы оценить, какие последствия возымеет эпидемия на взаимоотношения стран Евросоюза уже после ее преодоления и как это скажется на Украине.
— Европейский Союз в связи с эпидемией коронавируса принял решение о закрытии границ сроком на 30 дней… Какие последствия для Украины может иметь данное решение?
— В сложившейся ситуации основным последствием для Украины будет резкое снижение деловой активности в странах Евросоюза, что повлечет за собой закономерное уменьшение количества валютных поступлений от трудовых мигрантов, а также уменьшение доходов от экспорта товаров и услуг в страны ЕС. Также понесут колоссальные убытки такие отрасли экономики, как пассажирские перевозки и туризм. Тем не менее, в сложившейся ситуации Украина может извлечь и позитивные моменты.
— Что вы имеете в виду?
— В среднесрочной перспективе такие действия Евросоюза могут привести украинское руководство к мысли о необходимости прагматизации внешней политики. То есть, необходимости прекратить оглядываться в любой непонятной ситуации на Евросоюз, бюрократия которого показала свою полную беспомощность в борьбе с эпидемией.
Кроме того, в сложившейся ситуации высшее политическое руководство государства получило возможность обеспечить обещанные весенние «посадки» для всех причастных к коррупционным схемам, поскольку их фигуранты лишились возможности скрыться от правосудия.
— Может ли в перспективе срок закрытия границ ЕС быть продлен?
— Это вполне вероятно. Также нужно понимать, что украинцы, которые остались в странах Евросоюза и не имеют официального трудового договора, могут столкнуться с необходимостью в экстренном порядке покинуть пределы Шенгенской зоны, чтобы попасть на территорию Украины или третьих стран. Все это автоматически становится дополнительной финансовой и организационной нагрузкой для дипломатических ведомств Украины.
— Ранее президент Дональд Трамп ввел ограничения для граждан стран Евросоюза по въезду на территорию США сроком на 30 дней из-за коронавируса… Теперь зеркальные меры были объявлены в Европе… Что это говорит о состоянии взаимоотношений между партнерами по Евроатлантическому альянсу?
— Это означает, что рушится не только европейская, но и евроатлантическая солидарность, и, столкнувшись с кризисом, каждый принял решение справляться с ситуацией собственными силами, исходя из известных принципов – «моя хата с краю» и «спасение утопающих – дело рук самих утопающих».
— У некоторых людей до сих пор сохраняется иллюзия о том, что Запад – это нечто монолитное, но на примере эпидемии коронавируса было в очередной раз доказано, что это не так…
— Так и есть. Это ярко видно на примере Италии, которая заявляет об отсутствии помощи в борьбе с коронавирусом по линии Евросоюза и близлежащих стран.
— Пока страны Евросоюза не могут наладить сотрудничество в борьбе с эпидемией, Китай отправляет в Италию собственных специалистов… Скажется ли оказанная Пекином помощь на более тесном налаживании отношений со странами ЕС уже после эпидемии?
— Если говорить конкретно о китайских специалистах, отправленных в Италию, то в данном случае стоит, скорее, говорить о «точечной» помощи, о разовой гуманитарной акции.
Но при этом есть основания считать, что после эпидемии среди стран Евросоюза может усилиться взаимное недоверие. Появление новых конфликтных линий повлияет на распределение дотаций в следующем бюджетном цикле Евросоюза, который начнется с 2021 года.
— Как это может проявиться?
— Наверняка будут сокращены дотации для Восточной Европы в условиях сужения ресурсной базы Западной Европы.
Одновременно с этим стоит ожидать усиления позиций сил, выступающих за дебюрократизацию ЕС, как института, и за сокращение затрат на финансирование его многочисленных органов.
— То есть, после завершения эпидемии стоит ожидать сдвигов в политике национальных правительств в том плане, что они возьмут курс на большую обособленность?
— После эпидемии у национальных правительств стран Европы будет меньше иллюзий о том, что в случае очередного кризиса можно будет надеяться на кого-либо, кроме самих себя. Возможно, будет сделан больший упор на вопросы социальной политики, увеличено финансирование систем здравоохранения и гражданской обороны, а непродуктивные затраты на содержание органов ЕС будут урезаться.