Д. Гайдай: «В Боснии, в отличие от Украины, другое отношение к протестам, потому что они меньше боятся»

За более, чем полгода в ряде стран прокатилась волна протестов. В украинском информационном пространстве значительное внимание уделяли, в частности, событиям в Турции, затем — протестному движению в родном государстве, и с недавних пор — ситуации в Боснии.
Чем протесты в упомянутых странах отличаются между собой? И наоборот — существуют ли между ними параллели? Об этом ГолосUA общался с экспертом-балканистом Института мировой политики Дарьей Гайдай.
— В чем, по Вашему мнению, причины того, что мирные протесты перерастают в массовые беспорядки, как это было в Турции, Украине, а впоследствии и Боснии?
— Объяснить насилие и в Украине, и в других странах активисты и их сторонники пытаются тем, что протестующие чувствуют, что иначе они не могут достучаться до власти, то есть она их не слышит. Однако, я считаю, важную роль также играет общее настроение людей. Например, в Боснии определенная категория активистов, которые почти с самого начала были достаточно агрессивно настроены, сразу оказалась на передовой протеста. В Украине этого не произошло: те, кто выступал за более радикальные действия, в начале протестов были отодвинуты на второй план.
В Боснии насильственные действия протестующих объясняют отсутствием лидера, консолидированной оппозиции, которая могла бы возглавить протестное движение. Они ищут третью силу, т.е. не господствующие партии, созданные по этническому принципу, а некую силу, в центре платформы которой было бы экономическое благосостояние, будущее Боснии как европейского государства .
В украинском случае также долгое время не было четкого лидера, но все равно ощущение, что нужно прибегать к насильственным действиям, находилось на маргинесе. Подавляющее большинство протестующих считали, что бороться за свои права необходимо мирными средствами.
Применение или неприменение насилия протестующими зависит еще от того, как за это будут наказывать. В Украине был сдерживающий фактор: люди, которые прибегали к любым силовым действиям, понимали, что ответ властей будет достаточно жестким, условным сроком или штрафом дело не ограничится. Зато в Боснии подобного страха не было, они не настолько боятся своих правоохранительных органов. Если вы посмотрите видео боснийских протестов, то увидите, что против митингующих вышла обычная полиция со щитами, это не были спецназовцы. Протестующие чувствовали, что они и правоохранители, которые стоят по другую сторону «баррикад», находятся почти в одинаковом положении.
Показательным в этом плане является то, что полиция вместо того, чтобы демонстрировать солидарность с властью, демонстрирует солидарность с протестующими. В ответ на боснийские протесты в соседней Сербии профсоюз полиции опубликовал заявление, в котором предупредил власти страны, что в случае возникновения подобной ситуации полицейские, которые тоже живут на грани бедности, могут присоединиться к митингующим.
— Кроме этого, например, в Сараево всех задержанных протестующих отпустили.
— Да. Они не воспринимают свою страну как авторитарную. Они не считают, что живут в стране, где политики контролируют судебный процесс. Боснийцы протестуют против высокого уровня коррупции, непотизма, но такого уровня недоверия к судебным органам и полиции, который есть в Украине, там нет. Поэтому они, возможно, больше склонны к решительным действиям для отстаивания своих прав. Так же как, например, в европейских странах, где протесты очень часто перерастают в столкновения с правоохранительными органами. Украинские события, когда люди больше месяца мирно стояли на Майдане, вызывал удивление у европейцев.
Если говорить о переходе к решительным действиям, то в этом плане Босния более европейская страна, чем Украина, которая все-таки остается постсоветским государством, где население живет в страхе перед расплатой со стороны властных структур. По этой же причине, например, протестов почти не было в Республике Сербской, власть которой всех протестующих поспешила назвать предателями и провокаторами. Хотя боснийские сербы в интервью также признают, что экономическая ситуация в стране ужасная и с этим нужно что-то делать.
В свою очередь жители Федерации, в подавляющем большинстве мусульмане и хорваты, продемонстрировали, что у них нет страха перед властью, то есть они воспринимают представителей власти как тех, кто должен нести ответственность за свои решения, за экономическую стагнацию страны. Они считают, что, если власть не слышит требований своих избирателей, то следует прибегать к другим методам воздействия. При этом необходимо учитывать, что силовые действия всегда являются проявлением отчаяния протестующих.
— Комментируя ситуацию в Украине, одни говорят, что реакция того же ЕС вялая и ​​нужно реагировать активнее, а другие утверждают, что не нужно никаких реакций, потому что это вмешательство во внутренние дела страны. По Вашему мнению, какой все же должна быть роль других стран, когда возникают такие конфликты?
— Прежде всего, это зависит от того, есть ли желание привлечь третью сторону не только у властей страны, но и у населения. В международном праве и Европейском Союзе активно разрабатывается принцип гуманитарный интервенции, защита прав мирного населения. Когда нарушают права человека, европейское сообщество не может просто оставаться в стороне, даже если власти этой страны выступают против такого вмешательства. Запрос на международное посредничество может идти не только от власти, но и от общества.
Например, сейчас ряд боснийских экспертов прямо призывают США снова активно участвовать в написании Конституции Боснии и Герцеговины, как это было в Дейтоне в 1995 году. Они предлагают, чтобы американцы возглавили процесс по пересмотру основных положений. Вместе с тем, ряд экспертов и журналистов выступают за позицию, что ведущую роль в этом процессе должны сыграть именно боснийцы, их мнение должно быть учтено. Они выступают против того, чтобы внешние игроки снова самостоятельно определяли как им жить.
Опыт Боснии показал, что без достижения согласия внутри страны, без взаимопонимания между политиками, международное вмешательство для урегулирования кризиса не может быть эффективным.
— Если продолжать тему Боснии, то насколько такое понимание возможно? Ведь там, как известно, голосуют по этническому признаку, образно говоря, за своих, а не за какие-то идеи или программы.
— Да, но среди жителей Боснии уже есть запрос на определенную альтернативу партиям, сформированным по этническому признаку. Теперь этот запрос должен получить свое институциональное оформление и завоевать доверие избирателей. Тезис о том, что различные этнические группы Боснии не смогут помириться, по моему мнению, является некоторым преувеличением. Через два десятилетия после кровопролитных войн страны Западных Балкан демонстрируют желание оставить историю в прошлом и двигаться дальше. Сербия, которая уже вскоре может стать членом ЕС и думает над членством в НАТО, является этому ярким подтверждением. Ведь одним из основных условий европейской интеграции является нормализация отношений со своими соседями.
Желание стать частью Европейского Союза имеет мощный объединительный потенциал. Протесты в Боснии возникли как реакция населения на ужасную экономическую ситуацию в стране. Уровень безработицы здесь самый высокий среди всех балканских стран. Тысячи хорват и мусульман вышли на улицы с требованиями преодолеть коррупцию, уменьшить зарплату чиновникам, повысить эффективность государственного управления и восстановить продуктивный диалог с Брюсселем. И хотя сербы пока остаются отстраненными от этой дискуссии, однако есть определенная платформа для диалога. После окончания войны прошло уже почти 20 лет и жители Боснии понимают, что нужно двигаться дальше, невозможно жить прошлым. Кроме того, важным фактором является смена поколений. Ведущую роль в протестах сегодня играет молодежь. Поколение, которое будет иметь все меньше воспоминаний о войне, более склонно к поиску компромисса. Они хотят жить в стабильной, процветающей стране, а не продолжать давние споры.
— Какие параллели Вы провели бы между протестами или их последствиями в Украине и упомянутых странах?
— Считаю, стоит провести параллель в вопросе федерализации, о которой в последнее время много говорят украинские политики. Да, в Германии, США федеральное устройство, но у населения этих государств есть единое видение своего будущего, осознание общих интересов. Другое дело когда федерация — это формальное закрепление раскола страны. Сейчас Босния является примером неэффективной, разделенной страны, вместо того, чтобы преодолеть свои внутренние разногласия, она пытается их определенным образом институализировать.
Со своей двойной структурой Босния не имеет минимального уровня внутренней административной и политической интеграции для выполнения необходимых для вступления в ЕС критериев. Как отметили в ЕС: «У политиков отсутствует общее видение будущего страны, куда она должна двигаться и как функционировать». В результате в 2013 году ЕС принял решение уменьшить вдвое финансовую помощь Боснии из-за отсутствия прогресса в проведении реформ.

Читайте также по теме