Новый политический сезон в Украине стартовал со старым раскладом. За лето не произошло никаких сенсационных политических событий. Парламент не распустили, досрочных президентских выборов не объявили так же, как и не выдвинули новых кандидатов в президенты из мира шоу-бизнеса. Стартовала и президентская предвыборная кампания. В раскладе политсил летняя социология значительных изменений не показала. В рейтингах по-прежнему лидирует Юлия Тимошенко. О том, какие задачи на предстоящих выборах главы государства ставят себе ключевые кандидаты в президенты, корреспонденту ГолосUA рассказал политический аналитик Дмитрий Корнейчук.
— Дмитрий, чем отличаются предвыборные программы Порошенко и Тимошенко в стартовавшей в Украине президентской кампании?
— В Украине третьего сентября началась президентская кампания. По сути, несмотря на то, что у Порошенко рейтинга нет, понятно, что даже с массовыми фальсификациями невозможно его будет вывести во второй тур. Но это не отменяет тот факт, что он не собирается сдаваться. Со стартом президентской предвыборной кампании будет происходить медийная битва между Тимошенко и Порошенко. Смыслы, которые они дают людям, на самом деле кардинально отличаются. Тимошенко предложила определенную перезагрузку власти и совершенно новую Конституцию с переходом на парламентскую республику. Тимошенко готова, став президентом, отказаться от президентства и перевести Украину в парламентскую республику.
— Почему парламентская форма государственного правления лучше президентской?
-За все годы существования независимой Украины мы увидели, что парламентский вариант будет лучше, потому что каждый раз с президентами у нас как-то не получается. Тимошенко предлагает определенные стратегические решения — по политике, по экономик и по стратегии мира. В свою очередь Порошенко монополизирует под собой тему армии, тему религии и тему языка, к которым на самом деле он имеет мало отношения. Стратегия его президентской кампании будет строиться на том, что происходит в этих трех сферах. Порошенко берет все это на себя и пытается показать, что именно он защитил страну от Путина и создал сильную армию, он защищает украинский язык, правда, непонятно как и от кого. Он борется за независимую украинскую церковь. По задумке Администрации Президента, все это должно якобы привлечь на сторону Порошенко патриотический электорат. Соответственно, Порошенко будет рассказывать, что он главный патриот Украины, а все остальные – агенты Кремля.
-Будут ли украинцы голосовать за него?
-Украинцам будут пытаться навязать следующий выбор – или вы голосуете за Порошенко, при котором вам, конечно, было плохо, но он все-таки патриот и наш, условно говоря, или вы будете голосовать за некого коллективного Путина. Будет попытка повторить ситуацию 1999 года, когда Кучма, не имея первоначально рейтинга, победил во втором туре Симоненко, когда всю страну пугали реваншем коммунистической партии. На самом деле те технологии сейчас не сработают.
-Есть шанс у Порошенко попасть во второй тур?
— Скорее всего, Порошенко пойдет на президентские выборы, но он прекрасно понимает, что выиграть их он не сможет. Реальный рейтинг Порошенко не позволяет ему выйти во второй тур. Я считаю, что на самом деле вся его президентская кампания – это не более чем имитация. Он прекрасно понимает, что во второй тур он не выходит, но для того, чтобы додержаться до конца своего президентского срока, он должен постоянно имитировать то, что он сильный президент. Это раз. Иначе разбежится вся его парламентская коалиция, если он прямо скажет, что он не идет на президентские выборы. И второе – Порошенко, скорее всего, будет готовить некого преемника, которого Администрация Президента будет продвигать.
-Какие задачи он ставит себе на этих выборах?
— На этих выборах у него совершенно другие задачи. Ему надо досидеть до конца своего президентского срока, выполнить свои обязательства перед Вашингтоном и Москвой по реализации хотя бы части Минских соглашений, и тогда, возможно, он сможет заручиться гарантиями своей безопасности для того, чтобы благополучно уехать куда-нибудь в Европу, в ту же Испанию или Англию после проигрыша в первом туре президентских выборов, чтобы никто его там не трогал.
— Порошенко на днях анонсировал скорое возвращение Донбасса в состав Украины. Что это значит?
-Подобные заявления Порошенко делает часто, на протяжении всего его президентского срока каждый раз его заявления трактуются в разном значении.
В основном после его избрания Президентом подобные заявления трактовались как некий силовой вариант. Сейчас, понятно, что силовой вариант уже не рассматривается, основная причина заключается в том, что глобальные игроки – Соединенные Штаты и Россия – договорились по поводу Донбасса. Есть договоренность возобновить застопорившиеся с 2015 года Минские соглашения, ввести как гарантов этого соглашения миротворцев, мирно реинтегрировать Донбасс обратно в Украину.
-Повлияет ли на этот процесс устранение с политического поля одиозных лидеров Донбасса?
-Собственно, тот факт, что сначала убрали Плотницкого, другим путем убрали Захарченко с ДНР, говорит о том, что все идет в рамках тех же договоренностей между Вашингтоном и Москвой, убирают одиозных героев республики, из-за которых Порошенко, грубо говоря, не может объяснить своему электорату и вообще Украине, почему мы должны заново запускать Минские соглашения и как мы можем проводить местные выборы на Донбассе, когда все эти люди там.
-Безусловно, их должны заменить другими людьми…
— Не иначе. Собственно говоря, если проследить эту цепочку, то раньше поубирали Мотороллу, Гиви, потом Плотницкого и уже Захарченко. Сейчас проведена смена руководства на людей, лояльных к Украине, лояльных к определенным украинским олигархам, это не секрет. Все это говорит о том, что скоро мы увидим процесс снятия экономической блокады с Донбасса, начала восстановления экономических связей, одновременно с этим — запуск Минских договоренностей. К слову, по риторике Путина по поводу смерти Захарченко стало понятно, что там очень благожелательно отнеслись к устранению Захарченко, что, естественно, вызвало определенные вопросы как в России, так на Донбассе, где также понимают, что к чему все это идет.