Основатель логистической группы компаний «Прайм» Дмитрий Леушкин рассказал о том, насколько масштабна проблема невозвращения украинских дальнобойщиков из-за рубежа, и почему водители-международники массово отказываются от выполнения рейсов.
В последнее время в Украине заговорили о том, что работа дальнобойщиком может служить одной из форм уклонения от мобилизации. Так как, имея разрешение на выезд, водитель без препятствий пересекает границу, после чего бросает свой транспорт и начинает новую страницу жизни в Европе, пишет УНИАН.
Эксперты отмечают, что случаи таких невозвратов на Родину учащаются. Жалуются об этом также компании-перевозчики, которые теряют своих водителей и впоследствии сталкиваются с проблемами: как рассказал вице-президент Ассоциации международных автоперевозчиков Владимир Балин, после побега одного водителя «Укртрансбезопасность» может отключить от системы «Шлях» всего перевозчика на 3 месяца, что приводит к сбоям в работе компании и убыткам.
Основатель логистической группы компаний «Прайм», которая перевозит смазочно-горючие материалы, Дмитрий Леушкин в интервью рассказал, насколько массовой, по его наблюдениям, является эта проблема, сколько дальнобойщиков потеряла его компания за время войны, как выглядит схема побега водителей-международников, почему Украина рискует столкнуться с дефицитом кадров по данному направлению, и к чему это может привести.
— В последнее время в Украине заговорили о работе водителем-международником как одной из форм уклонения от мобилизации. Насколько это, на ваш взгляд, массовая проблема?
— Водителей, которые не имеют выезда в Европу, туда просто не выпускают. Сейчас могут выехать только те водители, которые пересекали границу и возвращались уже неоднократно. То, что говорят, что водители уезжают и бросают машины – это не массовое явление. Люди, которые хотели убежать, сделали это еще раньше.
— Что касается вашей логистической компании – вы лично сталкивались с такими ситуациями? Все ли ваши водители возвращались?
— В нашем случае из ста оформленных работающих водителей за три года только один убежал. Поэтому я не считаю, что это явление является массовым.
— Как вообще выглядит этот способ побега? Водитель пересекает границу Украины, и что дальше?
— Оставляет машину и идет себе дальше куда-то свою жизнь жить. Чтоб машину забрать, зовут другого водителя — как правило, в возрасте или с инвалидностью, который имеет право выезжать. Потому что для того, чтобы забрать пустую машину, нужно выехать без машины. А без машины в систему в «Шлях» водителя внести нельзя, соответственно, тогда выезжает только мужчина с правом выезда.
— А что происходит с грузом? Беглецы бросают его или довозят до пункта назначения?
— Водители, как правило, выгружаются и бросают пустую машину. Обычно машину з грузом не бросают, потому что водитель понимает, что он несет за этот груз ответственность. Если водитель не доставил груз, то ему потом могут после этого вменять хищение, пропажу и убытки. Поэтому любой здравомыслящий водитель сначала выгружается, а уже потом бросает пустую машину, чтобы ему не прилетела стоимость груза.
— Чем чреват этот метод уклонения от мобилизации? Считается ли, что такие водители находятся на территориях европейских государств незаконно? Могут ли их «выдать» украинской стороне?
— У нас очень много мужчин, которые через горы или Тису убежали из страны. Кто его знает, что с ними будет. В таких же правах будет оставаться и водитель, который уехал и бросил машину.
— Усложняется ли сейчас выезд для всех остальных водителей-международников, которые просто выполняют свою работу?
— Да, усложняется. Повестки вручают, водители сейчас очень сильно нервничают, из-за чего бросают свою работу. Они боятся ехать за рубеж. Потому что сейчас очень много баек про блокпосты, ТЦК на пунктах выезда.
Для ТЦК не важно, кто перед ним — водитель-международник или кто-то другой, они просто вручают повестки всем подряд. А водители относятся к этому очень осторожно. Жены говорят своим мужьям, чтобы они бросали работу и искали что-то другое, или сидели дома.
— Грозит ли Украине из-за дефицита украинских водителей-международников срывы поставок гуманитарных грузов или даже вооружения?
— Естественно, грозит, потому что если водителей не будет, то кто будет это все перевозить. А какой здравомыслящий водитель-международник поедет выполнять свои обязанности, если на границе ему будут вручать повестку, снимать его с машины и отвозить сразу в ТЦК на медкомиссию. Каким-то отдельным законом водители не выделяются, они такие же призывники, как и все.
Поэтому нам грозит дефицит не только продуктов питания, но и оружия, гуманитарки и горюче-смазочных материалов в том числе.
У меня сейчас из 70 водителей только пять хотят ехать за рубеж. Это многодетные отцы. Все остальные говорят, что «манали» эту работу. Будем ехать только по Украине, а если нас будут и по Украине ловить, то дома будем сидеть и не выходить.
Сейчас, если честно, очень остро стоит этот вопрос.
— А можете ли вы бронировать водителей?
— Можно бронировать не более 50 процентов военнообязанных сотрудников от штата. А кто будет работать на другие 50 процентов? Возможность частичного бронирования в данном случае не работает. Потому что водитель либо должен быть забронирован, либо нет. На половину его забронировать нельзя.
То есть компании, которые занимаются грузоперевозками, под общий формат бронирования сотрудников с 50 процентами не очень подходят. Я не могу разделить, чтобы одного водителя можно было бронировать, а другого — нельзя. У меня тогда вторая машина не поедет. А когда у меня одних заберут, а других не заберут, то у меня и вторая половина забронированных сотрудников, получается, уменьшится. То есть, от ста процентов это сегодня 50. Тех 50 забрали, я уже могу забронировать только 25 процентов, потом 12,5 процентов и так далее. Это все равно путь в никуда. Месяца два-три, и все.
— Каким вы видите выход из ситуации?
— Если человек имеет десятки рейсов за рубеж в течение двух последних лет, то это водитель-дальнобойщик. Его надо бронировать. А если этот человек только два раза выехал, то хорошо, не бронируйте его. Но хотя бы сохраните ядро водителей, которые могут эту работу выполнять. Иначе вы завтра сами останетесь без товаров и без всего.
Нужно ужесточить критерии, по которым будут определять водителя-международника. То есть, он должен иметь определенный стаж работы, количество рейсов, наличие кода 95 (обязательный сертификат, необходимый для работы водителем в транспортной фирме в Европейском Союзе – УНИАН). Есть определенный ряд атрибутов, которые показывают, что это именно водитель-дальнобойщик.
Я понимаю, что любого водителя с правами нельзя бронировать. Но водитель с правами и водитель-международник — это два разных человека.
Поэтому нужно однозначно ужесточить критерии для водителей-международников, но дать им полную квоту брони от мобилизации. К этому государство придет, просто пройдет какой-то период времени. У нас же в стране сначала создаются проблемы, а потом они героически решаются. Вот сейчас мы на этапе создания проблемы.
— Сколько всего в Украине таких квалифицированных водителей-международников?
— Лично у меня такого реестра нет. Но я более, чем уверен, что «Укртрансбезопасность» может нажать две кнопки на компьютере и увидеть водителей, которые совершают рейсы с 2022 по 2024 год, и их можно признать водителями-международниками. Они в системе «Шлях» все с фамилиями, фотографиями и кодами.
— Сколько стоит украинской компании «потерять» одного своего квалифицированного водителя? С какими последствиями ей приходится столкнуться?
— Одна фура стоит 100 тысяч долларов. Вот этот актив уже не будет работать. Дальше эта фура не перевезет грузы, соответственно, это будут убытки для украинской экономики. Убытки можно высчитывать в геометрической прогрессии. Сегодня не работает машина, завтра эта машина не доставляет грузы, из-за недоставки этих грузов не производились товары и так далее.
От этой работы зависит если не вся, то почти вся экономика страны. Если сегодня встанут все бензовозы, никто не поедет в Европу, то мы опять вернемся к топливному кризису. Только в этот раз не из-за того, что не будет топлива, а потому что его везти будет некому.
Кораблем или железной дорогой топливо на заправку доставить нельзя. У нас же корабль на заправку не заплывет, как и железный вагон не заедет. Это можно сделать только бензовозом.
Незабронированные водители боятся работать на фурах, потому что их снимают с блокпоста и тащат в ТЦК. На фуре человек едет по всей стране, преодолевает тысячи километров, и по этой дороге водитель гарантированно встречает не один блокпост.